История
Меню сайта

Форма входа

Поиск по дневнику


» 2006 » Март » 15 » Битва Ухуд
Битва Ухуд


БИТВА УХУД
Поражение в Бадре стало позором, который надменные курайшиты не могли оставить неотомщенным.
После Бадра, курайшиты достигли общего согласия и начали активные приготовления к тотальной войне против мусульман , они сумели заручиться поддержкой двух известных племен Кинана и Тихама, наряду с бедуинами Ахабиш. Также было решено, что прибыль от уцелевшего каравана, который вел Абу Суфьян, состоявшего из 1000 верблюдов, стоимостью в 50 тысяч динаров, должна пойти на снаряжение армии. Благородный Коран упомянул об этом решении следующими словами:
Поистине, те, которые не веровали, тратят свое имущество, чтобы отвратить от пути Аллаха, и они издержат его. Потом это окажется для них огорчением...Коран 8:36.
К концу года все было готово к выступлению. Мекканцы решили взять с собой женщин, поскольку те могли бы побуждать своих мужчин храбрее сражаться. Таким образом войско из трех тысяч решительно настроенных воинов, в числе которых имелось семь сотен, закованных в броню, латников и две сотни тяжеловооруженных конников,001 с тремя тысячами верблюдов, в сопровождении пятнадцати женщин, двинулось к Мадине. Тем временем, Аль-Аббас ибн Абду-ль-Муталлиб наблюдал приготовления к войне, и упомянул об этом в срочном послании, отправленном им Пророку (мир ему и благословение Аллаха), который получил его в мечети Куба. Убай ибн Ка'б прочитал письмо Пророку, который попросил его сохранить в тайне угрожающее содержание письма. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) поспешил назад в Мадину, созвал на встречу ансаров и мухаджиров и провел с ними консультации по поводу принятия необходимых мер.
Вскоре, вся Мадина пришла в состояние готовности . Группа ансаров вызвалась охранять Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и охраняла его дом по ночам. Чтобы атака не оказалась внезапной, мединцы выставили посты на подступах к городу. А для того, чтобы разведать передвижения язычников, отряды мусульман стали патрулировать вдоль маршрутов вероятного появления противника.
В это время мекканская армия продвигалась по обычному западному пути Затем армия проследовала за Уади Аль-Акик и, повернув направо, расположилась лагерем в месте, называемом Айнайн, около горы Ухуд. Это было в пятницу, 6 числа, месяца Шауаль, 3 г. х.

Совет обороны
Разведчики Мадины передавали сведения о продвижении мекканской армии, шаг за шагом. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) провел военный совет, чтобы обменяться мнениями о сложившейся ситуации. Взвесив все "за" и "против", мусульмане решили, что врага надо встретить за городом, в Ухуде.

Разделение исламской армии на отряды и отправка к полю боя
Поднявшись на минбар, во время пятничной коллективной молитвы, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) призвал людей идти в бой. "Если вы будете стойкими, — сказал он, — к вам на подмогу придет мощь Всемогущего". Затем он приказал, чтобы люди готовились к сражению. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разделил свою армию на три отряда:
Отряд мухаджиров, под командованием Мусаба ибн Умайр Аль-Абдари.
Отряд ансаров Аль-Аус, который возглавил Усайд ибн Худайр.
Отряд ансаров Аль-Хазрадж, во главе с Аль-Хубабом ибн Аль-Мунзир.
Армия состояла из тысячи воинов; сотня из них имела доспехи, также было пятьдесят всадников.004 Он назначил Ибн Умм Мактума имамом в Мадине. По приказу "Вперед" армия двинулась на север, в авангарде шли, защищенные доспехами, два Са'да.

001 Зад аль-ма'ад, 2/92; Фатх Аль-Бари, 7/346.
002 Ас-сира аль-халабийа, 2/14.
003 Приводится Ахмадом, Насаи, Хакимом и Ибн Исхаком.
004 Аль-худа, 2/92.
Выдвижение армии

Как только Пророк достиг места, под названием Аш-Шайхан, он выстроил свою армию. Он отправил домой тех, кого он посчитал небоеспособным или слишком молодым, чтобы выдержать бой.
Ночь между Ухудом и Мадиной
Когда наступила ночь, мусульмане совершили вечернюю и ночную молитвы, и провели ночь на этом месте. В охранение было выставлено пятьдесят человек.
Перед рассветом, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) двинулся в путь и, достигнув Аш-Шаута, совершил утреннюю молитву. Стороны сошлись настолько близко, что могли разглядеть друг друга. В этом месте лицемер Абдулла ибн Убай устроил смуту. Треть армии ушла с ним, то есть три сотни воинов. Мекканцы вглядывались, наблюдая все больший и больший беспорядок в лагере мусульман. Если бы не покровительство Аллаха, то заговор лицемера имел бы успех. Рода бану Хариса из племени Аль-Аус и бану Салама из Аль-Хазрадж частично соблазнились уловками лицемера. Они находились в замешательстве, и уже стали отходить, но покровительство Аллаха спасло их от этого позора. Об этом случае Аллах говорит:
Вот задумали два отряда из вас оробеть, а Аллах — их помощник (уали — покровитель, защитник); на Аллаха пусть полагаются верующие.
Коран 3:122.
Абдулла ибн Харам, отец Джабира ибн Абдулла, попытался остановить дезертиров.
Аллах сказал о тех лицемерах:
... и (Аллах) узнал (испытал) тех, которые лицемерят. И сказано было им: "Приходите, сражайтесь на пути Аллаха или отгоните!" Они сказали: "Если бы мы знали сражение, мы последовали бы за вами". Они в тот день — ближе к неверию, чем к вере! Они говорят своими устами то, чего нет у них в сердцах, а Аллах лучше знает то, что они скрывают!
Коран 3:167.

Армия мусульман выдвигается к Ухуду
С оставшейся частью войска посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) двинулся навстречу врагу. После смуты и ухода лицемеров, количество воинов уменьшилось до семисот.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) шел, пока не спустился к подножию горы Ухуд. Там он расположился лагерем с армией, стоя лицом к Мадине, а тыл его армии был обращен к холмам горы Ухуд. Таким образом армия врага оказалась между мусульманами и Мадиной.

План обороны

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) собрал свою армию, выстроил воинов в два ряда, готовя их к битве. Он выбрал пятьдесят лучших лучников, из которых сформировал отряд Этому отряду Пророк отдал приказ закрепиться на склоне горы, на южном берегу Канат Аль-Уади (канал долины), юго-восточнее лагеря мусульман, приблизительно в 150 метрах от основных сил. Позже эта гору называли "Горой лучников".
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) дал задание этому отряду: "Сдерживайте конницу стрелами, чтобы она не напала на нас сзади. Выиграем мы сражение или проиграем его, стойко держите вашу позицию и старайтесь, чтобы нас не атаковали с вашей стороны".001
Он добавил: "Обороняйте наш тыл! Если вы увидите, что нас убивают, не идите к нам на выручку; а если увидите, что мы побеждаем, не присоединяйтесь к нам".002
По версии Аль-Бухари Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если вы увидите, что нас клюют птицы, не оставляйте эту свою позицию, пока я не пошлю за вами. А если увидите, что мы победили врага и наступаем на него, не покидайте свою позицию, пока я не пошлю за вами".003
Создав этот заслон, расположив его на склоне горы и отдав четкие распоряжения, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) блокировал единственный путь, которым язычники могли внезапно прорваться в тыл к мусульманам и окружить их.
Обязанности остальной части армии были распределены Пророком (мир ему и благословение Аллаха) следующим образом: командовать правым крылом он назначил Аль-Мунзира ибн Амр, левым — Аз-Зубайра ибн Аль-Аввам и сделал Аль-Микдада ибн Аль-Ас'уада его помощником. Перед Аз-Зубайром стояла задача — остановить атаку всадников Халида ибн Аль-Уалида. Посланник Аллаха отобрал лучших и самых храбрых воинов в авангард армии. Они выделялись своей готовностью, осмотрительностью и храбростью, и ценились как тысяча воинов.
Таким образом армия Пророка (мир ему и благословение Аллаха) выстроилась в боевые порядки 7 числа, месяца Шауаль, 3 г. х.

Построение мекканской армии
Идолопоклонники применили систему рядов в построении своей армии. Знамя несли люди бану Абд Ад-Дар.

Политические маневры курайшитов
В краткий промежуток времени перед началом сражения, курайшиты попытались посеять семена разногласий и раздора среди мусульман. Но эта попытка провалилась.
Решающий час наступал. Стороны сближались.

Усилия курайшиток в поднятии боевого духа своих мужчин
Курайшитки участвовали в сражении во главе с женой Абу Суфьяна, Хинд бинт Утба. Они блуждали между рядов идолопоклонников, играя на тамбуринах, поощряя мужчин сражаться, распаляя эмоции витязей, конников, ратников и храбрых воинов.

001 Ибн Хишам, 2/65, 66.
002 Фатх Аль-Бари, 7/350.
003 Сахих Аль-Бухари, Книга джихада, 1/426.

Сражение

Противники сблизились и встали вплотную друг к другу. Началась фаза поединков. Первым на единоборство вышел Тальха ибн Абу Тальха Аль-Абдари, наиболее выдающийся из идолопоклонников. Он был одним из самых храбрых воинов племени Курайш. Люди воздерживались от боя с ним из-за его отчаянности. И тогда вперед вышел Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам , бросился на него, подобно льву запрыгнув на спину верблюда, сбросил Тальху на землю и заколол своим мечом.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который наблюдал эту скоротечную схватку, воскликнул: "Аллаху Акбар" (Аллах Велик), и мусульмане подхватили: "Аллаху Акбар". Пророк похвалил Аз-Зубайра, сказав:
"У каждого пророка был апостол (хауариййун), и Аз-Зубайр — мой апостол".
001
Вслед за этим началось общее сражение, ожесточенные схватки закипели по всему поле битвы. Основной бой завязался вокруг знаменосцев. После смерти своего вождя Тальхи ибн Абу Тальха, воины бану Абд Ад-Дар поочередно поднимали знамя. Брат Тальхи, Усман, бросился вперед и схватил знамя, лежавшее на безжизненном теле брата, распевая песню: "Знаменосец вправе кровью обагрить знамя, пока оно бьется в его руке". Хамза ибн Абду-ль-Мутталиб напал на него и разделался с ним одним ударом, рассекшим его руку и плечо до пупа, раскрыв легкие.
Знамя поднял Абу Са'д ибн Абу Тальха, но Са'д ибн Абу Уаккас пронзил его стрелой, которая поразила того в горло и вывернула язык с последним вздохом.
В другой версии сказано, что Абу Са'д поднял знамя и бросил вызов мусульманам. Вперед вышел Али ибн Абу Талиб. Они обменялись ударами. Затем Али нанес противнику смертельный удар, покончив с ним.
Потом знамя поднял Мусафи ибн Тальха ибн Абу Тальха, но вскоре его поразила стрела Асима ибн Табит ибн Абу Аль-Аклан. Брат Мусафи, Киляб ибн Тальха ибн Абу Тальха, последовал за ним, вытащил из-под него знамя и поднял его. Но его атаковал и сразил Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам. Тогда знамя поднял третий брат, Джаллас ибн Тальха ибн Абу Тальха, но ему нанес смертельный удар Тальха ибн Убайдулла. Также передавали, что Джалласа сразил Асим ибн Табит.
Все шестеро, сраженных под знаменем, принадлежали к одному дому, дому Абу Тальха ибн Абдулла ибн Усман ибн Абд Ад-Дар. Знамя подхватил другой воин из бану Абд Ад-Дар, по имени Артат ибн Шархабиль, но был убит Али ибн Абу Талибом. Другие рассказчики сообщали, что его поразил Хамза.
Тогда знамя поднял Шурайх ибн Кариз, которого сразил Кузман (он был лицемером, который сражался только ради почета, а не в защиту Ислама). Знамя подхватил Абу Зайд ибн Амр ибн Абд Мунаф Аль-Абдари, но также был убит Кузманом. Сын Шархабиля ибн Хашим Аль-Абдари подхватил знамя, но Кузман уложил и его.
Десять воинов-знаменосцев бану Абд Ад-Дар были сражены один за другим. Видя, что никого из бану Абд Ад-Дар, кто мог бы поднять знамя, не осталось в живых, раб этого рода, по имени Сауаб, подхватил его. Этот раб проявил больше храбрости и стойкости, чем его бывшие хозяева. Сауаб продолжал биться, пока ему не отрубили руку. Тогда он опустился на колени и обнял знамя, прижав его к груди, чтобы оно не упало на землю. Он бился стойко и мужественно, пока не пал. Все это время он не прекращал повторять: "О, Аллах! Буду ли я прощен?" После гибели Сауаба, знамя упало в пыль и лежало там, так как не осталось никого, чтобы держать его.
В то время, как главная схватка сосредоточилась вокруг знамени, ожесточенный бой кипел повсюду. Дух веры переполнял мусульман, поэтому они бросились на язычников, подобно разрушительному наводнению, сметающему и уничтожающему все преграды на своем пути. "Я ищу смерть, я ищу смерть". Эти слова стали их девизом в день Ухуда.
Абу Дуджана, узнаваемый по красной повязке на голове, шел вперед, сражаясь мечом посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Он решил оплатить стоимость меча любой ценой, поражая всех идолопоклонников, оказавшихся на его пути, рассекая и расстраивая их ряды. Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам сказал:
"Я почувствовал гнев и был обескуражен, когда посланник Аллаха дал свой меч не мне, а Абу Дуджане. Я сказал самому себе: "Я — его (Пророка) двоюродный брат, по его тете Сафийе, курайшит. Кроме того, я был первым, кто попросил меч, и все же он не дал его мне. Клянусь Аллахом, я посмотрю, как он (Абу Дуджана) использует его (т. е. меч)". Поэтому я последовал за ним. Я видел, что он взял свою красную ленту и завязал ее вокруг головы. Увидев это, ансары сказали: "Абу Дуджана одел повязку смерти". Затем он громко продекламировал:
Я — тот, с кем мой близкий друг заключил обет,
когда мы были под пальмами на склоне горы.
Обет, который мы заключили, в том, что я не буду сражаться позади.
Но буду отчаянно биться в первых рядах с мечом Аллаха и Его посланника.
Кто бы ни вставал на пути Абу Дуджаны — погибал. Среди язычников был человек, единственной делом которого было добивать раненых мусульман. В бою Абу Дуджана приблизился к этому человеку, а я молил Аллаха, что они вступили в бой. Поистине, они схватились и обменялись ударами мечей. Идолопоклонник ударил Абу Дуджана, но тот уклонился, и меч ударил по его кожаному щиту. Меч язычника застрял в щите, а Абу Дуджана рубанул его и убил.002 В гуще сражения, он бросился на человека, который воодушевлял врага на бой. Этот человек завизжал. Оказалось, что это была женщина. Абу Дуджана не тронул ее, сказав: "Я слишком уважаю меч Пророка, чтобы обращать его на женщин". Этой женщиной была Хинд бинт Утба".
Описывая этот эпизод, Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам сказал: "Я видел Абу Дуджана, заносящего меч над головой Хинд бинт Утба, потом он опустил его. Я сказал себе: "Аллах и Его посланник знают лучше". (Знают, почему он действовал подобным образом).003
Хамза ибн Абду-ль-Мутталиб проявил образцы героизма, сражаясь против значительно превосходящего врага. Его деяния не имели аналогов, вселяли ужас и замешательство в ряды людей куфра (неверия). Витязи рассеивались на его пути, как несомая ветром листва. Помимо активного участия в разгроме отряда знаменосцев, Хамза еще больше отличился в схватках с богатырями и знаменитыми всадниками. Поистине, это была воля Аллаха, чтобы он был убит на самом пике своей героической жизни. Он не пал в открытом бою на поле брани, как гибнут обычно герои, а был предательски убит, как убивают благородных людей, которых невозможно сразить в честном бою.

--------------------------------------------------------------------------------

001 Ас-сира аль-халабийа, 2/18.
002 Ибн Хишам, 2/68, 69.
003 Там же, 2/69.

Взятие ситуации под контроль
Хотя смерть Асада (льва) Аллаха и Его посланника, Хамзы ибн Абду-ль-Мутталиба была великой утратой, мусульмане полностью контролировали ситуацию на поле боя.

Действия отряда лучников в сражении
Отряд лучников, который посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) расположил на горе Лучников, сыграл значительную роль в ходе боевых действий. Мекканская конница под командованием Халида ибн Аль-Уалид, вместе с Абу Амиром Аль-Фасик, три раза атаковала левое крыло мусульманской армии, чтобы сокрушить его, а затем, прорвавшись в тыл, вызвать расстройство и беспорядок в рядах мусульман, тем самым, нанеся им тяжкое поражение. Но, благодаря мастерству и стойкости лучников эти три атаки были отбиты.002
Бой продолжался и чаша победы склонялась на сторону мусульман, пока язычники не были разбиты и стали поспешно отступать. Отступление скоро превратилось в беспорядочное бегство. Мекканцы забыли о своей гордости и достоинстве, а их знамя пало под ноги воинов и ни у одного из них не хватило мужества приблизиться к нему. Ибн Исхак сказал: "Тогда Аллах даровал Свою помощь мусульманам и исполнил Свое обещание. Они преследовали идолопоклонников и выбили их из их лагеря. Несомненно, это было полное поражение". По версии Абдуллы ибн Аз-Зубайра, его отец сказал: "Клянусь Аллахом, я видел рабов Хинд бинт Утба и ее женщин, спасающимися бегством с подобранными вверх подолами одежд. Никто не мог воспрепятствовать нам пленить их".003
В другой версии Аль-Бара ибн Азиб, как упомянуто в Сахих Аль-Бухари, сказал: "Когда мы сразили их, они бежали, а их женщин можно было видеть, убегающими в горы с ножными браслетами и открытыми ногами".004 Мусульмане преследовали врагов, предавая их мечу, и собирали трофеи.

--------------------------------------------------------------------------------

001 Ибн Хишам, 2/69-72; Сахих Аль-Бухари, 2/583.
002 Фатх Аль-Бари, 7/346.
003 Ибн Хишам, 2/77.
004 Сахих Аль-Бухари, 2/579.

Фатальная ошибка лучников

В то время как небольшая армия Ислама записывала на свой счет вторую победу над мекканцами, лучники на склоне горы совершили фатальную ошибку, радикально изменившую ситуацию и ставшую причиной тяжких потерь мусульман. Эта ошибка чуть не привела к гибели Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и бросила тень на славу и честь мусульман, достойно заслуженную при Бадре.
Мы уже говорили о четких приказах, отданных лучникам, которые состояли в том, чтобы удерживать позицию, несмотря ни на что. Не взирая на этот строгий приказ и предупреждение своего командира Абдуллы ибн Джубайра, сорок лучников оставили свой пост, соблазненные доносившимся гулом победы, а также мирской жадностью к боевым трофеям.001 Однако, оставшиеся девять человек и Абдулла, их вождь, решили исполнять приказ Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и оставаться на месте, пока не получат другой приказ или не погибнут. Вследствие этого расселина стала слабо защищенной.
Проницательный Халид ибн Аль-Уалид схватился за эту бесценную возможность, чтобы стремительно выйти в тыл мусульманской армии и окружить ее. Изрубив Ибн Джубайра и его соратников, конница Халида прорвалась в тыл к мусульманам, всадники издали победный крик, который известил отступающих мекканцев об изменении ситуации. Многобожники развернулись, контратакуя мусульман. Язычница, по имени Умра бинт Алькама Аль-Харисийа, помчалась к втоптанному в землю знамени, подобрала и подняла его вверх. Идолопоклонники собрались вокруг знамени и призывали друг друга окружать мусульман и сражаться.
А мусульмане оказались в ловушке между двумя жерновами.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в тот момент находился в окружении девяти человек, в тылу своей армии,002 наблюдая за боем и поддерживая мусульманских воинов. Халид и его люди застали его врасплох и вынудили выбирать одно из двух:
Спасать бегством свою жизнь и оставить армию на неминуемое истребление, или
Действовать, рискуя жизнью, вновь сплотить ряды мусульман и прокладывать себе путь через холмы Ухуда к окруженной армии.
посланник Аллаха возвысил свой голос, обращаясь к своим сподвижникам: "Рабы Аллаха!" Он воскликнул, зная, что его голос прежде всего услышат идолопоклонники. Он воззвал к своим сподвижникам, рискуя своей жизнью в этой острейшей ситуации.
Идолопоклонники, действительно, узнали голос Пророка (мир ему и благословение Аллаха) и добрались до его позиции, прежде, чем это смогли сделать мусульмане.

--------------------------------------------------------------------------------

001 Там же, 1/426.
002 Там же, 2/107.

Окружение мусульман выявило три категории людей. К первой группе относились те, кто поддался панике и спасал только себя.
Во вторую группу вошли мусульмане, которые продолжали бой, но смешались с идолопоклонниками так, что не могли признать друг друга. Поэтому некоторые из них были убиты по ошибке. Аль-Бухари передал, что Айша (мир ему и благословение Аллаха) сказала: "Во время битвы Ухуд, идолопоклонники были полностью разбиты. Тогда Сатана стал взывать: "О, рабы Аллаха! Остерегайтесь тыла (враг приближается сзади)". Те, кто был впереди повернулись и сражались с теми, кто был сзади".
Хузайфа увидел своего отца, Аль-Йамана, которого убивали другие мусульмане. Он кричал: "О, рабы Аллаха! Осторожно! Это — мой отец. Это — мой отец!" Айша (мир ему и благословение Аллаха) сказала: "Но они не оставили его, пока не убили. Тогда Хузайфа сказал: "Да простит вас Аллах". И Урва говорил: "Клянусь Аллахом, с того времени на Хузайфе всегда было благословение и он был богат, пока не умер
".001 Это, потому что он простил им и отказался брать плату крови за убийство своего отца, но просил, чтобы ее потратили на милостыню.
Эта группа мусульман пострадала от великого замешательства и смятения. Многие из них растерялись и не знали куда идти. В этот тревожный момент они услышали чей-то крик: "Мухаммад убит!" Эта новость еще больше расстроила их.
Табит ибн Ад-Дахда обратился к своим людям: "О, сородичи ансары! Если Мухаммад убит, то Аллах — Вечный, и Он не умирает. Сражайтесь, защищая вашу веру. Аллах поможет вам и вы победите". Они взялись за оружие и возобновили сражение, пытаясь пробиться к лагерю, особенно после получения известия о том, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) жив. А третьей группой среди мусульман были те, кто не заботился ни о чем, кроме безопасности Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Во главе этой группы были известные сподвижники: Абу Бакр, Умар ибн Аль-Хаттаб, Али ибн Абу Талиб и другие (да будет доволен ими всеми Аллах), защищавшие Пророка, проявив непревзойденную преданность.
Поскольку эти группы мусульман приняли на себя основной удар идолопоклонников и отчаянно сражались, то вокруг посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) закипел жестокий бой. Пророка окружали всего девять человек. Мы уже упоминали, что, когда идолопоклонники начали окружать мусульман, около посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было всего девять воинов; и, что он сразу же воззвал к мусульманам: "Идите сюда! Я — посланник Аллаха". Идолопоклонники услышали голос и узнали его. Поэтому они повернули обратно и напали на него всеми силами, прежде, чем кто-либо из сподвижников пришел к нему на помощь.
Между девятью мусульманами и идолопоклонниками разгорелась ожесточеннейшая схватка, выявившая беспримерную любовь сподвижников к Пророку, их самопожертвование и героизм.
Муслим со слов Анаса ибн Малик передал, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), вместе с семью ансарами и двумя мухаджирами, оказался в ловушке, когда на него навалились язычники. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тот, кто остановит этих идолопоклонников, попадет в рай, или будет моим спутником в раю". Один из ансаров вышел вперед и сражался, защищая Пророка, пока не пал, сраженный врагами. Противник вновь бросился в атаку на Посланника. Повторилось то же самое, а затем еще и еще раз, пока все семь ансаров не полегли на поле боя. Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал своим двум сподвижникам-курайшитам: "Мы были несправедливы к нашим сподвижникам".005
Последним из тех семи ансаров был Амара ибн Йазид ибн Ас-Сакан, который сражался, пока не обессилел от ран и пал замертво.006

--------------------------------------------------------------------------------

001 Сахих Аль-Бухари, 1/539, 2/581; Фатх Аль-Бари, 7/351, 362, 363.
002 Зад аль-ма'ад, 2/93; Сахих Аль-Бухари, 2/579.
003 Ас-сира аль-халабийа, 2/22.
004 Зад аль-ма'ад, 2/96.
005 Сахих Муслим, 2/107.
006 Ибн Хишам, 2/81.

Труднейший час в жизни Посланника
После гибели Ибн Ас-Сакана, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) остался с двумя курайшитами. По версии, переданной в Ас-Сахихайн, Абу Усман сказал: "В то время, не было никого с Пророком, кроме Тальхи ибн Убайдулла и Са'да ибн Абу Уаккас".001 Это был самый тяжелый и опасный час для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), идолопоклонникu обратили острие своих атак на Пророка (мир ему и благословение Аллаха), пытаясь убить его.
Утба ибн Абу Уаккас забросал Пророка камнями. В Сахихе Аль-Бухари сказано, что у Пророка был выбит зуб, разбито лицо, и он, вытирая кровь с лица, сказал: "Как может народ разбивать лицо своего Пророка и ломать его зуб, когда он только призывает поклоняться Аллаху? Как может такой народ достичь успеха?" Об этом эпизоде Аллах, слава Ему, ниспослал аят Корана:
Тебе (О, Мухаммад!) нет ничего в этом деле: обратится ли Он к ним или накажет их. Поистине, они — несправедливые (залимун — язычники, непокорные и делающие зло).
Коран 3:128.003
Ат-Табарани передал, что Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Велик гнев Аллаха на тех, кто марает лицо Его посланника", затем продолжил: "О, Аллах! Прости моему народу, поистине они не ведают".004

Oчевидно, что убийство Пророка (мир ему и благословение Аллаха) было главной целью язычников, но два курайшита, Са'д ибн Абу Уаккас и Тальха ибн Убайдулла были лучшими арабскими лучниками и продолжали оборонять посланника Аллаха, пока не отогнали отряд язычников.
.. Джабир сказал: "Когда идолопоклонники приблизились, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Кто оградит нас от их зла (отобьет их атаку)?" Тальха сказал: "Я!" Потом Джабир упомянул как вызвались на это ансары и, как, сражаясь, пали один за другим, подобно повествованию Муслима. Когда все ансары были сражены, Тальха продолжал бой, один за всех павших, пока не получил тяжелое ранение руки, а его пальцы были отрублены. Он сказал: "Они отрублены!" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Если бы ты сказал: "Во имя Аллаха", то ангелы вознесли бы тебя на глазах у людей". Потом он сказал: "Аллах отогнал язычников ими".009 В Аль-Иклиль, книге Хакима, передано, что Тальха получил тридцать девять или тридцать пять ран, а его пальцы (указательный и средний) были перерублены.010

В Сахихе Аль-Бухари и Муслима, передано, что Са'д сказал: "Я видел посланника Аллаха в день Ухуда с двумя людьми, одетыми в белое, отчаянно защищавшими его. Никогда я не видел подобных им ни до Ухуда, ни после него". В другой версии добавлено: "Он имел в виду, что это были Джибриль и Микаил".015
001 Сахих Аль-Бухари, 1/527, 2/581.
002 Фатх Аль-Бари, 7/373, 366.
003 Сахих Аль-Бухари, 2/582; Сахих Муслим, 2/108.
004 Фатх Аль-Бари, 7/373.
005 Сахих Муслим, 2/108.
006 Аш-шифа, 1/81.
007 Сахих Аль-Бухари, 1/407, 2/580, 581.
008 Там же.
009 Фатх Аль-Бари, 7/361, Ан-Насаи, 2/52, 53.
010 Фатх Аль-Бари, 7/361.

015 Сахих Аль-Бухари, 2/580.

Число язычников постоянно увеличивалось, их атаки становились все яростнее.
Мусульмане проявили редкое мужество и поразительную жертвенность. Мусаб ибн Умайр отбивался, яростно защищая Пророка (мир ему и благословение Аллаха) от атак Ибн Ками'а и его людей. Он нес знамя в правой руке. В бою ему отрубили руку, поэтому он держал знамя в левой руке, пока не отрубили и ее, тогда он опустился на колени, прикрыв знамя грудью и шеей. Ибн Ками'а зарубил его, спутав с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), из-за сходства в наружности. Ибн Ками'а сразу закричал: "Мухаммад убит".003
Как только Ибн Ками'а прокричал эти зловещие слова, последователей Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) охватило отчаяние и их боевой дух упал. Неблагоприятное действие этих слухов облегчило атаки язычников .
Когда погиб Мусаб, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вручил знамя Али ибн Абу Талибу. Али, вместе с другими сподвижниками, продолжил бой, показав образец героизма, мужества и стойкости, и в обороне, и в нападении.
Потом посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) направился к своей окруженной армии. Ка'б ибн Малик был первым, кто узнал приближающегося Пророка, он закричал так громко, как мог: "О, народ мусульман! Радуйтесь! Посланник Аллаха — здесь". Но посланник Аллаха приказал ему замолчать, чтобы его позиция не была раскрыта идолопоклонниками. Услышав крик, мусульмане немедленно бросились к его источнику, таким образом около Пророка собралось тридцать сподвижников. Собрав сподвижников, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начал отступление к ближайшим холмам.
Действия врага стали более ожесточенными, направленными на то, чтобы помешать отходу мусульман. Однако их попытки оказались безуспешными, из-за стойкости львов Ислама.
Усман ибн Абдулла ибн Аль-Мугира, один из вражеских всадников, поскакал к посланнику Аллаха, выкрикивая: "Или я убью его (Мухаммада), или буду убит". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) двинулся ему навстречу, но конь Усмана споткнулся, попав ногой в ямку. Аль-Харис ибн Ас-Симма сразился с врагом и ударил его по ноге, а затем прикончил его. Он взял его оружие и вернулся к посланнику Аллаха.
Но затем другой мекканский всадник, по имени Абдулла ибн Джабир, атаковал Аль-Хариса ибн Ас-Симма, ударил его мечом по плечу и тяжелораненного Аль-Хариса отнесли в лагерь мусульман. Так или иначе, но этот идолопоклонник сам не избежал смерти. Абу Дуджана, со своей красной повязкой на голове, герой и удалец, нанес ему страшный удар и отсек голову.
Во время этой ожесточенной схватки мусульманами вдруг овладело нестерпимое желание спать. Это было безопасностью и спокойствием, помощью Аллаха Своим рабам мусульманам, как об этом рассказал Коран. Абу Тальха сказал: "Я был одним из тех, кого охватило желание спать в день Ухуда. В тот день мой меч выпал из рук несколько раз. Снова и снова он падал, и снова и снова я поднимал его".004
Отступая в полном боевом порядке, не теряя самообладания и стойкости, мусульмане наконец достигли подножия горы Ухуд. Потом к ним в этой безопасной позиции присоединилась остальная часть армии. Этим маневром полководческий гений Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) расстоил планы Халида ибн Аль-Уалида.
Ибн Исхак передал: "Когда посланник Аллаха поднимался на склон, его преследовал Убай ибн Халяф, кричавший: "Где Мухаммад? Или я убью его, или буду убит". Сподвижники Мухаммада сказали: "О, посланник Аллаха! Хочешь один из нас сразится с ним?" Но посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Оставьте его!" Когда Убай приблизился, посланник Аллаха взял копье у Аль-Хариса ибн Ас-Симма. Он так неистово размахнулся, что все бросились в разные стороны. Потом он встал лицом к лицу с Убаем и посмотрел на его незащищенную ключицу в промежутке между броней и шеей. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ударил его копьем в то место. Удар был настолько силен, что Убай слетел со своего коня и покатился. Он возвратился к курайшитам и они нашли, что у него только небольшая царапина на шее. Когда потекла кровь, Убай сказал: "Клянусь Аллахом, Мухаммад убил меня". Услышав его слова, курайшиты сказали: "Клянемся Аллахом, ты боишься смерти. Клянемся Аллахом, ты одержим дьяволом". Он ответил: "Он уже говорил мне, когда мы были в Мекке: "Я убью тебя". Клянусь Аллахом, чтоб я утонул, он убьет меня". В конечном счете, враг Аллаха испустил дух в местности Сариф, когда его везли назад в Мекку".005 Абу-ль-Ас'уад, со слов Урвы, передал: "Он мычал, как бык и говорил: "Клянусь Тем, в Чьей руке моя душа, если бы (боль), от которой я страдаю теперь, была распределена среди людей Аль-Маджаза, то они бы умерли".006
Во время отступления посланника Аллаха к склону горы, путь преградила большая скала. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) попытался подняться на нее, но, под тяжестью доспехов, израненный, не смог сделать этого. Тальха присел, что позволило Пророку (мир ему и благословение Аллаха) встать ему на спину. Затем он поднялся с Пророком и тот взобрался на скалу. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тальха, после этой работы, имеет право на Сад (рай)".007
Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) добрался до своего лагеря на склоне, язычники бросились в свою последнюю атаку на мусульман. Ибн Исхак передал: "Когда Пророк был на подходе к склону, группа из элиты курайшитов поднималась на гору. Они шли во главе с Халидом ибн Аль-Уалидом и Абу Суфьяном. Поэтому посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) обратился к своему Господу: "О, Аллах! Они (идолопоклонники) не должны быть выше (по позиции или по силе), чем мы (мусульмане)". Умар ибн Аль-Хаттаб и несколько мухаджиров отбросили язычников к подножию горы.008
В Аль-Магази, книге Аль-Умави сказано, что идолопоклонники поднимались на гору и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Са'ду: "Отбрось их". "Как я отброшу их один (без помощи)". Но посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) повторил фразу три раза. Тогда Са'д вынул стрелу из своего колчана, выстрелил в одного из нападавших и убил его. Он сказал: "Потом я взял другую, которую я знал (что она хорошая) и застрелил ею другого человека. Потом я взял третью, которую я знал, и убил третьего. Потом они спустились вниз. Я сказал себе: "Это должно быть благословенная стрела". Я поместил ее в свой колчан". Он хранил ее до смерти. Впоследствии его дети хранили ее у себя.009

--------------------------------------------------------------------------------

001 Зад аль-ма'ад, 2/97.
002 Сахих Аль-Бухари, 2/581.
003 Ибн Хишам, 2/73, 80-83; Зад аль-ма'ад, 2/97.
004 Сахих Аль-Бухари, 2/582.
005 Ибн Хишам, 2/84; Зад аль-ма'ад, 2/97.
006 Мухтасар сирату-р-расуль, с. 250.
007 Ибн Хишам, 2/86.
008 Там же.
009 Зад аль-ма'ад, 2/95.

Надругательство над телами шахидов
Это была последняя атака идолопоклонников на Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Будучи почти уверенными в его смерти, язычники возвратились в свой лагерь и начали приготовления к возвращению в Мекку. Некоторые из них глумились над телами павших мусульман, и этим же занимались их женщины. Они отрезали уши, носы, гениталии шахидов, даже вспарывали животы. Хинд бинт Утба, например, вырвала печень Хамзы и начала жевать ее, но почувствовав тошноту, выплюнула. Она сделала ножные браслеты и ожерелье из ушей и носов павших мусульман.001
001 Ибн Хишам, 2/90.

.

Аяты Корана по поводу битвы Ухуд

Чтобы пролить свет на самые решающие стадии сражения, были ниспосланы коранические аяты.
Начиная со стиха:
И вот утром ты (О, Мухаммад!) ушел от семьи своей, устанавливая верующих в ряды для сражения (битвы Ухуд).
Коран 3:121.
И заканчивая всесторонним комментарием итогов и морали:
Аллах не таков, чтобы оставить верующих в том состоянии, как вы, до того, как Он отличит мерзкого от хорошего. И не таков Аллах, чтобы ознакомить вас с сокровенным (гайб — тайное, скрытое), но Аллах избирает из Своих посланников, кого хочет. Веруйте же в Аллаха и в Его посланников, а если уверуете и будете боятся, то вам — великая награда!
Коран 3:179.

Уроки и мораль
Ибн Аль-Кайим описывал сражение Ухуд и дал полное разъяснение божественных уроков и морали, которые следовали из него. Мусульманские ученые, со слов Ибн Хаджара, говорили: "Перемена в Ухуде явилась результатом пренебрежения со стороны лучников явной командой Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и оставления места, которое им было приказано охранять до конца. Другими словами, успех мусульман зависит от их повиновения Пророку (мир ему и благословение Аллаха). Пока они выполняют его волю, Аллах помогает им в преодолении любых трудностей. Но когда они пренебрегают его командами в погоне за мирскими благами, их постигает бедствие. Другая проблема, имеющая большое значение состоит в том, что все пророки испытываются самыми разными бедствиями. Однако, конечный результат всегда в их пользу....."
002 Зад аль-ма'ад, 2/99-108.

Oтрывочно из" АР-РАХИКУ-ЛЬ-МАХТУМ "
автор: Сафиу-р-Рахман Мубаракпури
Лучшее жизнеописание Пророка, получившее первый приз на конкурсе работ по сира в 1976г., проводившегося Всемирной мусульманской лигой

Просмотров: 4875 | Добавил: Iman | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz