История
Меню сайта

Форма входа

Поиск по дневнику


» 2006 » Март » 2 » РЕЛИГИИ АРАБОВ
РЕЛИГИИ АРАБОВ
Большинство арабов приняло обращение Исмаила и исповедовало религию его отца Ибрахима. Они поклонялись Аллаху, исповедовали Его единственность и следовали Его предписаниям долгое время, пока не забыли часть того, о чем им упоминалось. Тем не менее, они все же сохраняли фундаментальные убеждения единобожия, также как и другие аспекты религии Ибрахима, до того момента пока вождь племени Хуза'а, 'Амр ибн Лухаи, который был известен своей справедливостью, милосердием, честью и набожностью, и пользовался беспредельной любовью и повиновением своих соплеменников, не возвратился из поездки в Сирию. Там он видел, как люди поклоняются идолам, это ему понравилось и он полагал, что это правильно, так как Сирия была родиной многих посланников и священных писаний. Он привез с собой идола (Хубала), которого поместил посреди Аль-Каабы и призвал людей поклоняться ему. Сравнительно быстро язычество распространилось по всей Мекке и далее по Хиджазу, так как население Мекки опекало не только священный Дом, но и весь Харам в целом. Великое множество идолов, носящих различные имена, появилось в регионе[1].
Идолу по имени "Манат", например, поклонялись в местности Аль-Мушалляль, близ Кадида на Красном море. Другому "Аль-Лат" - в Таифе, третьему "Аль-Узза" - в долине Нахла, и так далее. Многобожие возобладало и идолы множились в Хиджазе повсеместно. Упоминалось даже, что 'Амр ибн Лухаи, с помощью джинна, который рассказал ему, что идолы народа Ноя - Вадд, Сува, Йагус, Йа'ук и Наср были зарыты в Джидде, откопал их и установил в Тихаме. После сезона паломничества идолы раздавались племенам, чтобы возвратить их домой[2]. Каждое племя и даже дом имели своих собственных идолов, а священный Дом был просто переполнен ими. При вступлении Пророка в Мекку вокруг Аль-Каабы находились 360 идолов. Он разбил их, выбросил и приказал сжечь[3].
Многобожие и поклонение идолам стало самой заметной особенностью религии доисламских арабов, несмотря на якобы исповедуемую ими религию Ибрахима. Традиции и церемонии поклонения идолам были главным образом созданы 'Амром ибн Лухаи, и считались скорее благими новшествами (бид'а хасана), чем отклонением от религии Ибрахима. Ниже указаны некоторые особенности поклонения арабов идолам:
1. Пожертвование идолам; испрашивание защиты, убежища у них; поминание их имен; призыв к ним о помощи при затруднении; мольба к ним об исполнении желаний; надежда на то, что идолы (то есть языческие боги) являются посредниками перед Аллахом для передачи просьб людей.
2. Совершение паломничества к идолам; ритуальный обход вокруг них; самоуничижение и даже падение ниц перед ними.
3. Стремление к покровительству идолов путем различных жертвоприношений, что упомянуто в Коране:
и то, что заколото на жертвенниках…
Коран 5:3
И не ешьте того, над чем не упомянуто имя Аллаха (во время забоя животного): это ведь нечестие!
Коран 6:121
4. Посвящение некоторой доли пищи, питья, скота и зерна идолам. Удивительно то, что доли были также посвящены Самому Аллаху, но люди находили причины, чтобы передать часть доли Аллаха идолам, но никогда не делали обратного. На это указывают коранические стихи:
Они устраивают для Аллаха долю того, что Он произрастил из посевов и скота, и говорят: "Это - Аллаху!" - по их утверждению, - "А это нашим сотоварищам". И то, что бывает для их сотоварищей, это не доходит до Аллаха, а то, что для Аллаха, то доходит до их сотоварищей. Скверно то, что они судят!
Коран 6:136
5. Стремление угодить этим идолам, через предоставление им, по обету, зерна и скота, о чем упоминает Коран:
И говорят они: "Это скот и посев запретный; ими питается только тот, кого мы пожелаем" - по их утверждению. И скот, спины которого запретны, и скот, над которым они не призывают имени Аллаха, измышляя на Него. Воздаст Он им за то, что они измышляют!
Коран 6:138
6. Посвящение определенных животных (бахира, са'иба, уасиля и хами) идолам. Такие животные избавлялись от всякой работы ради этих языческих богов. Бахира, как передано Ибн Исхаком, была дочерью са'ибы (верблюдицы, последовательно принесшей десять самок и ни одного самца и освобожденной от ярма, тягла, стрижки шерсти и доения, кроме угощения гостей). Также относились ко всему ее приплоду, которому давали имя "бахира", после обрезания ушей. Уасиля - овца, которая приносила последовательно десять самок, при пяти окотах (рождениях). Любые новые окоты от уасиля были предназначены в пищу только для мужчин. Хами - верблюд-самец, от которого было произведено последовательно десять самок, и он таким образом считался запретным. Об этом упоминают аяты Корана:/div>
Аллах не устраивал ни бахиры, ни са’ибы, ни уасили, ни хами, но те, которые не уверовали, измышляют на Аллаха ложь, и большая часть их не разумеет.
Коран 5:103
И говорят они: "То, что в утробах этих животных (молоко и плод), то - чисто для наших мужчин и запрещено нашим женам". А если оно будет мертвым, то они - в этом участники. Воздаст Он им за их описания: веди Он - Мудрый, Знающий!
Коран 6:139
Достоверные источники передают, что подобные суеверия были привнесены 'Амром ибн Лухаи[4].
Арабы верили, что эти идолы или языческие боги приблизят их к Аллаху, приведут к Нему, и будут посредниками для передачи их просьб Аллаху, о чем Коран сообщает:
Мы поклоняемся им только, чтобы они приблизили нас к Аллаху близостью.
Коран 39:3
И поклоняются они помимо Аллаха тому, что не вредит им и не помогает, и говорят: "Это - наши заступники у Аллаха".
Коран 10:18

У арабов существовала традиция гадания - азлям (т.е. неоперенные стрелы 3 видов: на одной была надпись "да", на другой "нет", а третья - пустая), к которой они обычно прибегали при решении серьезных вопросов: путешествие, брак и т.п. Если выпадала стрела "да", то они приступали к делу, если "нет", то они откладывали на следующий год. Другие виды азлям были гадание на стрелах по поводу воды, платы за кровь, установления отцовства: "от тебя", "не от тебя", или "мульсак". В случае сомнения в отцовстве, арабы обращались к идолу Хубала, с даром в сотню верблюдов для гадателя (бросающего стрелы). Затем стрелы указывали на вид отношений. Если стрела показывала "от тебя", то ребенок принадлежал племени; если она показывала "не от тебя", то он считался союзником, а если "мульсак", то человек сохранял свое положение, но без родства или договора союза[5].
Это было очень похоже на игру, посредством которой они делили мясо верблюдов, которых они забивали, согласно этой традиции.
Кроме того, арабы сильно верили в достоверность слов предсказателей, гадальщиков и астрологов. Предсказатель "торговал" предсказанием грядущих событий, заявляя о знании особых секретов и имел в подчинении джинна, который сообщал ему некоторые вещи. Некоторые предсказатели утверждали, что они могут раскрывать тайное, посредством дарованной им силы, в то время как другие гадальщики хвастались, что они могут открыть секрет через особые умения, которые приведут к обнаружению украденной вещи, местонахождению вора, утерянного животного и т.п. Астрологи относились к третьей категории. Они наблюдали за звездами, вычисляли их движение и орбиты, посредством чего предсказывали будущее[6]. Их утверждения состояли в том, что движение определенных звезд имеет особое значение, например в отношении дождя[7].
Вера в предзнаменования, как в предвестников грядущих событий была широко распространена среди арабов. Некоторые дни и месяцы, определенные животные считались предвестниками зла. Арабы также полагали, что душа убитого человека летит в пустынную местность и никогда не упокоится, пока не будет свершена месть. Суеверия были безудержны. Если олень или отпущенная птица повернут вправо, тогда то, на что они загадывали, считалось благоприятным, а иначе они теряли надежду и оставляли дело[8].
Люди доисламского периода, хотя и суеверные, все же сохраняли некоторые из аврамических традиций: преданность священному Дому, обход вокруг него, совершение паломничества, стояние в Арафа и жертвоприношение. Все это соблюдалось, несмотря на новшества, которые искажали эти священные ритуалы. Курайшиты, например, из высокомерия, чувства превосходства над другими племенами и гордости опекой над священным Домом, воздерживались от движения к Арафа с другими, вместо этого они останавливались в Муздалифе. Благородный Коран осуждает это и говорит:
Потом двигайтесь там же, где двинулись люди…
Коран 2:199[9]
Другая ересь, глубоко укоренившаяся в их социальной традиции, состояла в том, что во время паломничества они не ели сушеный творог или жир, на котором готовили, и не входили в шатер из верблюжьей шерсти или искали тень только в саманном доме. Они также отказывали паломникам, кроме мекканцев, в пище, которую они приготавливали для паломничества.
Они приказывали паломникам, прибывающим в Мекку, совершать обход вокруг Аль-Каабы в одеждах племени Курайш, но если те не могли купить эти одеяния, то должны были совершать обход нагими, а женщины только с небольшим куском ткани, закрывающим их бедра. Аллах говорит об этом:
О сыны Адама! Берите свои украшения (т.е. одевайте одежды) у каждой мечети (перед молитвой или во время обхода)…
Коран 7:31.
Если мужчины или женщины были достаточно богаты, чтобы идти вокруг Аль-Каабы в одежде курайшитов, то они должны были оставить эти одежды после обхода[10].
Когда мекканцы совершали паломничество, то не входили в свои дома через двери, но через отверстия, которые они пробивали в задней стене дома. Они считали такое поведение - благочестием и богобоязненностью. Эта практика была запрещена в соответствии с Кораном:
Не в том благочестие, чтобы входить вам в дома с задней стороны, но благочестие - кто стал богобоязненным. Входите же в дома через двери и бойтесь Аллаха, - может быть вы будете счастливы!
Коран 2:189
Такой была религиозная жизнь в Аравии: многобожие, идолопоклонничество и суеверия.
Иудаизм, христианство, огнепоклонничество и сабианство легко проникали в Аравию.
Переселение иудеев из Палестины в Аравию прошло в два этапа. Сначала, в результате завоевания, разрушения их храма и взятия большинства населения в плен, в Вавилон, царем Бухтанассаром. В 587 году до н.э. часть иудеев переселилась из Палестины и осела в северных областях Хиджаза. Второй этап начался с завоевания римлянами Палестины в 70 н.э. Результатом этого стала волна иудейской миграции в Хиджаз, Ясриб, Хайбар и Таиму. Здесь они обратили в свою веру несколько племен, построили крепости и расселились. Иудаизм стал играть важную роль в доисламской политической жизни. Когда Ислам осветил эту землю, там уже было несколько известных иудейских племен Хабир, Аль-Мусталик, Ан-Надир, Курайза и Кайнука. По некоторым сведениям иудейских племен насчитывалось около двадцати[11].
В Йемен иудаизм принес некто по имени Асад Абу Карб. Он ходил воевать в Ясриб и там принял иудаизм, а затем возвратился, взяв с собой двух раввинов из Бани Курайза, чтобы учить народ Йемена новой религии. Иудаизм попал там на благодатную почву, укрепился и нашел сторонников. После смерти Асада, к власти пришел его сын Йусуф Зу Навас. Он разгромил христианскую общину в Наджране и приказал христианам принять иудаизм. Когда те отказались, он приказал вырыть ров и развести в нем костры и все христиане, без разбора, были сброшены в ров и сожжены. По некоторым оценкам было уничтожено от 20 до 40 тысяч христиан. Коран упоминает эту историю в суре Аль-Бурудж (зодиакальные знаки)[12].
Христианство вначале появилось в Аравии после прихода абиссинских и римских колонистов. Абиссинские войска в союзе с христианскими миссионерами вошли в Йемен с целью покарать Зу Наваса за жестокость к их единоверцам. Они же стали пылко распространять свою веру. Они даже построили церковь и назвали её йеменской "Аль-Каабой", с тем, чтобы направить арабские караваны паломников в Йемен, а затем они попытались уничтожить Священный Дом в Мекке. Однако, Аллах Всемогущий наказал их и сделал их примером для будущего[13].
Христианский миссионер, по имени Фимион, известный своим аскетизмом и чудесами, пришел в Наджран. Там он призывал людей к христианству. Своей честностью и искренней убежденностью он сумел привлечь людей к христианству.
Основные племена, которые приняли христианство - Гассан, Таглиб, Тайи и некоторые химьярские цари, а также иные племена на границах Римской Империи.
Религия магов (огнепоклонничество) была также популярна среди арабов, живших по соседству с Персией, Ираком, Бахрейном, Аль-Ахса и некоторыми областями на берегу Залива. Также сообщалось, что некоторые йеменцы исповедовали религию магов во времена господства персов.
Что касается сабианства, то раскопки в Ираке показали, что оно было популярно среди калданитских народов, сирийцев и йеменцев. Однако, с появлением иудаизма и христианства сабианство стало уступать этим новым религиям, хотя и сохранило некоторых последователей, перемешавшихся или примкнувших к огнепоклонникам в Ираке и на берегу Залива[14].
Религиозная ситуация
Такой была религиозная жизнь арабов перед началом проповеди Ислама. Роль, которую играли распространенные религии была настолько малозначительной, фактически, близкой к нулю. Политеисты, которые исказили религию Ибрахима, отдалились от её предписаний и полностью забыли присущее ей благонравие. Они погрузились в непокорность и безбожие, распространяя нелепые суеверия, которые оказали серьезное воздействие на религиозную и социально-политическую жизнь Аравии.
Иудаизм превратился в отвратительное лицемерие наряду со стремлением к господству. Раввины обратились в господ, помимо Господа. Они оказались вовлеченными в практику постепенного порабощения людей. Их единственной целью стало стяжательство богатства и власти, пренебрегая риском ущерба для своей религии, проявления безбожия и неверия.
Христианство также широко открыло двери многобожию, и стало слишком трудным для осознания её, как небесной религии. Как религиозная практика, христианство развилось в непонятную смесь человека и Бога. Христианство никоим образом не развивало духовность арабов, которые просто исповедовали его. Оно было чуждо их образу жизни и никак не влияло на их повседневные дела.
Люди, исповедовавшие другие вероучения были подобны политеистам в отношении их склонностей, догм, привычек и традиций.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Мухтасар Сирату-р-Расуль, с. 12.

[2] Сахих Аль-Бухари, 1/222.

[3] Мухтасар Сирату-р-Расуль, с. 13-54.

[4] Сахих Аль-Бухари, 1/499.

[5] Мухадрат Тарик Аль-Умам Аль-Исламийа, 1/56; Ибн Хишам, 1/152,153.

[6] Миркат Аль-Мафати, 2/2,3.

[7] Сахих Муслим с разъяснением Ан-Навави, 1/59.

[8] Сахих Аль-Бухари, с примечаниями Ахмада Али Сахаранпури, 2/851,857.

[9] Ибн Хишам, 1/199; "Сахих" Аль-Бухари, 1/226.

[10] Сахих Аль-Бухари, 1/226; Ибн Хишам, 1/202.

[11] Кальб Джазират Аль-Араб, с. 151.

[12] Тафхиму-ль-Кур'ан, 6/297; Ибн Хишам, 1/20-36.

[13] Тафхиму-ль-Кур'ан, 6/297; Ибн Хишам, 1/20-36.

[14] Тарих Ард Аль-Кур'ан, 2/193-208.

Просмотров: 7979 | Добавил: istoriya | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz