История
Меню сайта

Форма входа

Поиск по дневнику


» 2006 » Февраль » 27 » Условия жизни арабского доисламского общества
Условия жизни арабского доисламского общества

После исследования религиозной и политической жизни Аравии, которое мы провели, можно кратко рассказать о социальных, экономических и этических условиях жизни.
Социальная жизнь арабов
Арабское общество представляло социальную смесь, с непохожими и разнородными слоями. Статус женщины среди благородного сословия представлен в источниках как имеющий высокую степень уважения. Женщина пользовалась значительной свободной воли, а ее решение имело зачастую силу предписания. Ее так высоко ценили, что в защиту ее чести зачастую легко проливали кровь. Фактически, женщина была главнейшим ключом к кровавым войнам или дружественным перемириям. Несмотря на такие привилегии, система семьи в Аравии была абсолютно патриархальной. Брачный договор полностью находился в руках законного опекуна женщины, чье слово в отношении ее брачного решения никогда не могло быть подвергнуто сомнению.
С другой стороны, существовали также иные социальные слои, где проституция и непристойность были необузданны, при полной свободе действий. Абу Дауд, со слов Айши (да будет доволен ею Аллах) сообщил о четырех видах брака в доисламской Аравии. Первый был подобен современным процедурам брака, когда человек отдает свою дочь в жены мужчине, после того, как согласовано приданое. При втором виде, муж посылал свою жену, после ее менструационного периода, для сожительства с другим мужчиной, чтобы она зачала. После зачатия ее муж, по желанию, мог иметь интимную связь с нею. Третий вид был таковым, что группа мужчин (менее десяти) вступала в интимные отношения с женщиной. Если она зачала и родила ребенка, то посылала за этими людьми, и никто из них не имел права отказаться. Они приходили все вместе к ней домой. Она говорила: "Вы знаете, что делали. Я родила ребенка, и это - ваш ребенок", указывая на одного из них. Мужчина знал, что должен его принять. Четвертый вид брачных отношений состоял в том, что большое количество мужчин имели интимные отношения с определенной женщиной (блудницей). Она не отказывала никому. Такие женщины обычно вешали определенный флаг на своих воротах, приглашая любого желающего. Если эта блудница становилась беременной и рожала ребенка, то собирала, посещавших ее людей, и провидица сообщала им, чей это ребенок. Выбранный отец брал ребенка и объявлять его (ее) своим собственным. Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) провозгласил Ислам в Аравии, то отменил все эти формы сексуальных контактов за исключением ныне существующего исламского брака[1].
Женщины всегда сопровождали мужчин в случае военных действий. Победители беспрепятственно бесчестили женщин побежденных, над детьми, зачатыми таким образом, всю жизнь следовал позор.
Доисламские арабы не имели ограничения в количестве жен. Они могли жениться на двух родных сестрах одновременно, или даже на женах своих отцов, если те были разведены или овдовели. Развод был в большей степени во власти мужа[2].
Бесстыдное прелюбодеяние было распространено почти во всех социальных слоях, кроме немногих мужчин и женщин, чье достоинство удерживало их от совершения подобных действий. Свободные женщины были в гораздо более хороших условиях, чем рабыни, которые пребывали в самом бедственном положении. Похоже, что подавляющее большинство доисламских арабов не чувствовали стыда, совершая эту непристойность. Абу Дауд сообщил: "Мужчина встал перед пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: "О! Пророк Аллаха! Этот мальчик - мой сын. Я имел сексуальное отношение с его матерью в доисламском периоде". Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Нет ответственности в Исламе за дела Джахилии (доисламское невежество). Ребенок должен быть у того, на чьем ложе он был рожден, и побивание камнями - удел прелюбодея[3].
В отношении доисламских арабов к своему потомству, мы видим, что жизнь в Аравии была парадоксальна и представляла мрачную картину контрастов. В то время как некоторые арабы сердечно любили детей и очень их лелеяли, другие хоронили заживо своих дочерей, из-за нелепого, постыдного страха бедности и позора, падшего на них. Практика детоубийства, однако, не может рассматриваться, как необузданность, а имела место из-за великой потребности семей в сыновьях, для защиты от своих врагов.
Другой аспект жизни арабов, который заслуживает упоминания - глубоко укоренившаяся, эмоциональная приверженность бедуина к своему роду. Род, или возможно племенная гордость, была одной из самых сильных его страстей. Доктрина кровного родства, как принцип, который ограничил арабов в рамках социального единства, формировалась и укреплялась племенной гордостью. Их бесспорным девизом было: "Поддерживай своего брата, будь он угнетателем или угнетенным!" в буквальном смысле; они не признавали исламскую поправку, которая устанавливала, что поддержка брата-угнетателя означает: удерживать его от греха.
Ненасытное стремление к власти и острое чувство соперничества часто приводило к ожесточенной межплеменной войне, несмотря на общее происхождение от одного предка. В этом отношении замечательным примером служат длительные кровавые конфликты племен Аус и Хазрадж, Абс и Зубьян, Бакр и Таглиб и т.д.
Межплеменные отношения были хрупки и слабы из-за непрерывных, изнурительных межплеменных войн. Сильная склонность к религиозным суевериям и некоторым обычаям, была в почете, и обуздывала пылкие наклонности, подавляла жажду крови у многих арабов того времени. В некоторых случаях из этого проявлялось уважение к союзничеству, преданность и лояльность, при которых мог успешно развиваться дух единства, что могло положить конец необоснованным спорам. Освященная веками традиция приостановки военных действий в течение запретных месяцев (Мухаррам, Раджаб, Зуль-Каъда, и Зуль-Хиджжа) действовала благотворно и давала арабам возможность обеспечить сохранность своей жизни и сосуществовать в мире.
Мы можем подвести итог анализа социальной ситуации в Аравии, сказав, что арабы, доисламского периода, блуждали во мраке и невежестве, опутанные оковами суеверий, парализующих их разум и заставлявших вести скотскую жизнь. Женщина была рыночным товаром и расценивалась, как часть неодушевленной собственности. Межплеменные отношения были хрупки. Безудержная страсть к богатству и участие в бесполезных войнах были главными устремлениями, которые направляли эгоцентричную политику арабских вождей.

Экономическая ситуация
Экономическая ситуация развивалась в соответствии с социальной атмосферой. Арабский образ жизни иллюстрирует это явление весьма ясно. Торговля была самым обычным средством обеспечения их потребностей. Торговые поездки не могли бы осуществляться, если бы не были обеспечены безопасность караванных маршрутов и мирное сосуществование между племенами. Но, к сожалению, это действовало в Аравии только в течение запретных месяцев, во время которых арабы проводили свои совещания Указ, Зиль-Маджаз, Миджанна и другие.
Промышленность была чужда арабской психологии. Большинство доступных ремесел, таких как ткачество и выделка кож в Аравии было в руках людей из Йемена, Хиры и с границ Сирии. Внутри Аравии существовали некоторые виды сельского хозяйства. Почти все арабские женщины вырабатывали ткани, но даже такому ремеслу наносили ущерб непрерывные войны. В целом, нищета, голод и недостаток одежды были преобладающими особенностями экономики Аравии.

Этика:
Мы не можем отрицать, что доисламские арабы имели множество грехов. По общему признанию, недостатки и грехи, неподвластные разуму, были широко распространены среди доисламских арабов, но невозможно скрыть, вызывающее удивление, существование похвальных качеств, среди которых мы могли бы указать следующие:
Гостеприимство: Арабы соперничали друг с другом в гостеприимстве и испытывали предельную гордость от него. Почти половина из наследия их поэзии была посвящена достоинствам и благородству, приписываемому гостеприимству. Арабы были щедры и гостеприимны до крайности. Они жертвовали своим имуществом для уставшего или голодного гостя. Они не смущались навлечь на себя тяжкую кровную плату и соответствующие тяготы только, чтобы защитить гостя и, следовательно, заслужить похвалу и восторженные речи.

В контексте гостеприимства, возникает и их повсеместная привычка к потреблению вина, которая расценивалась как способ отличиться великодушием и выказать гостеприимство. Потребление вина было подлинным источником гордости для арабов, доисламского периода. Великие поэты той эпохи никогда не забывали включать в свои оды, описанные самыми яркими красками, полными хвастовства, восхваления пьяных оргий. Даже слово "виноград" в арабском языке идентично слову "великодушие", и в произношении, и в написании. Азартные игры также были другим их обычаем, тесно связанным с великодушием, так как выигрыш всегда шел на дела милосердия. Даже Благородный Коран не преуменьшает пользу, которые происходят от потребления вина и азартных игр, но также говорит:
но грех больше пользы.
Коран 2:219.
Верность договорам: Для араба дать обещание значило впасть в долг. Он не пожалел бы своих детей или своего хозяйства, только чтобы поддержать глубоко укоренившуюся традицию верности договорам. Литература того периода богата историями, выдвигающими на первый план это качество.
Чувство чести и возмущение несправедливостью: Это качество происходило, главным образом, от избытка храбрости, острого чувства собственного достоинства и пылкости. Араб всегда восставал против малейшего намека на оскорбление. Он не остановился бы даже перед самопожертвованием, чтобы защитить свое обостренное чувство собственного достоинства.
Твердая воля и намерение: Араб никогда не оставил бы пути, ведущего к цели гордости или положению чести, даже если ценой этого была его жизнь.
Воздержанность, стойкость и умеренность: Араб относился к этим качествам с большим восхищением, неудивительно, его пылкая и основанная на безрассудстве жизнь нуждалась в них.
Чистая и простая жизнь бедуина, еще незапятнанная привычками, вводящих в заблуждение, городских приличий, была движущей силой его естественной правдивости и честности, и отказа от интриг и предательства.
Такая этика вместе с благоприятным географическим положением Аравии были факторами, которые лежали в основе выбора арабов для принятия бремени Послания (Ислама) и ведения человечества к новому пути жизни.
В этом отношении, эта этика, сама по себе, хотя и вредная в некоторых аспектах и нуждающаяся в исправлении в других аспектах, была неоценима для окончательного благосостояния человеческого сообщества, и Ислам исправил её полностью.
Самое бесценное моральное качество - верность договорам, происходило, несомненно, из их чувства собственного достоинства и твердой воли, двух человеческих черт, необходимым в борьбе со злом и в устранении моральной порчи, с одной стороны, и утверждении добра и справедливого общества, с другой.
Фактически, жизнь арабов в доисламский период была богата множеством других особенностей, которые мы не будем теперь перечислять.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Абу Дауд - книга брака.

[2] Абу Дауд - книга брака.

[3] Абу Дауд - глава "Ребенок принадлежит тому, на чьем ложе он родился".

Просмотров: 4780 | Добавил: istoriya | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz