Нашим детям
Меню сайта

Форма входа


» 2006 » Март » 4 » Мусульманин со своими детьми(Часть2)
Мусульманин со своими детьми(Часть2)

Сообщается, что Умм Салама, да будет доволен ею Аллах, сказала: "Однажды я спросила: "О посланник Аллаха, положена ли мне награда за то, что я трачу на детей Абу Саламы, не оставляя их в таком-то и таком-то положении[7], ведь они являются и моими детьми?" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Да, тебя ждет награда за то, что ты потратишь на них.
Аль-Бухари и Муслим.
Абу Мас'уд Аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, передал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Если человек потратит что-нибудь на свою семью, надеясь благодаря этому приблизиться к Аллаху, то это зачтётся ему наравне с милостыней[8].Аль-Бухари и Муслим
Более того, ислам объявляет расходы на семью и детей наилучшим способом траты денег, за что полагается и наибольшая награда, подтверждением чему может служить содержание хадиса, переданного Муслимом со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, который сказал: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Если потратишь ты динар на пути Аллаха, и динар на освобождение раба, и динар на подаяние неимущему и динар на свою семью, то наибольшую награду получишь за тот динар, который потратишь на свою семью.

В другой версии этого хадиса, также переданной Муслимом, сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Лучшим динаром, который может потратить человек, является тот динар, который он потратит на своих детей, и тот динар, который он потратит на своё верховое животное[9] на пути Аллаха, и тот динар, который он потратит на своих товарищей на пути Аллаха.
И поэтому душа истинного и искреннего мусульманина довольна и счастлива тем, что он тратит свои средства на детей, ведь она знает, что за любые траты на детей или кого-нибудь ещё, которые делает мусульманин, желая приблизиться к Аллаху, Аллах обязательно дарует ему великую награду, которая полагается мужчине даже за тот кусок, который он поднесёт ко рту своей жены, проявляя к ней свою любовь и шутя с ней.
Подтверждением этому может служить содержание хадиса, который был передан со слов Са'да ибн Абу Ваккаса, да будет доволен им Аллах, сообщившего, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ему:
И, поистине, что бы ни потратил ты, стремясь приблизиться к Аллаху, ты обязательно будешь вознагражден за это, в том числе и за то, что положишь в рот своей жены[10].
Аль-Бухари и Муслим.
Искренний мусульманин не может покинуть своих детей и тем самым обречь их на нужду и гибель, поскольку он слышит голос великого посланника, предостерегающий мужчин, которые не выполняют своих обязанностей по отношению к семье, и предупреждающий о серьёзнейших последствиях этого и о том, что подобные поступки относятся к числу тягчайших грехов и влекут за собой суровое наказание:
Достаточно будет зла человеку, если погубит он тех, кого кормит.
Муслим, Абу Дауд и другие мухаддисы.
ОН НЕ ДЕЛАЕТ РАЗЛИЧИЙ МЕЖДУ СЫНОВЬЯМИ И ДОЧЕРЬМИ, ПРОЯВЛЯЯ НЕЖНОСТЬ И РАСХОДУЯ СВОИ СРЕДСТВА
Некоторые люди не хотят иметь дочерей, желая, чтобы Аллах даровал им одних лишь сыновей, однако они не знают о великой награде, уготованной Аллахом для того родителя, которому Он даровал дочерей и который проявит по отношению к ним терпение, станет должным образом воспитывать их и относиться с нежностью, а если бы они знали о той награде, которая ожидает праведного, заботливого и милосердного отца, то они обязательно позавидовали бы ему и пожелали себе того же.
Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорит:
Тому, кто имел трёх дочерей, проявлял терпение по отношению к ним, кормил, поил и одевал их от своего достатка, в День воскресения они послужат зашитой от огня[11].
Ахмад
В другой версии этого хадиса сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тот, кто имел трёх дочерей, предоставлял им приют, обеспечивал их и проявлял к ним жалость, обязательно войдёт в рай". Один человек из числа присутствовавших при этом спросил: "А если их было две?" Он сказал: "И если их было две".
Так какой же отец будет не рад воспитывать дочерей и расходовать на них свои деньги, услышав о том, какую награду и какое блаженство уготовал ему Аллах?!
Ислам, являющийся религией жизни, которая имеет дело с реальным положением людей и с их насущными проблемами в любом месте и в любое время, не упускает из виду и того, что дочь может получить развод и вернуться в дом своего отца, отец же может находиться в стеснённом положении по причине скромных доходов или множества детей. Однако в подобных случаях ислам льёт целительный бальзам на его раны и избавляет его от беспокойства, тягот и мучений, поскольку эта религия объясняет такому отцу, обеспечивающему свою семью, что его расходы на дочь, которую ему вернули, рассматриваются как важнейший из видов милостыни и наилучшее средство приближения к Аллаху.
Сообщается, что однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал Сураке ибн Джу'шуму, да будет доволен им Аллах:
Не указать ли тебе на то, кто является (объектом) самой важной милостыни?
Он сказал: "Конечно, о посланник Аллаха!" Тогда он сказал:
Это - твоя дочь, которую вернули тебе[12] и которую некому обеспечивать, кроме тебя.

Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад".
Разве можно сравнить эту тёплую и душевную атмосферу, которая окружает детей в мире ислама, с сухостью материальной жизни, с которой сталкиваются дети в немусульманских странах, где юношам и девушкам, едва достигшим восемнадцатилетнего возраста, приходится покидать тёплое родительское гнездо и окунаться в жёсткий мир материальных отношений, думая о том, как обеспечить себя, в то время как они ещё не окрепли и нуждаются в сочувствии, которое они могут получить только в семье!
Поистине, велика разница между законами Аллаха, данными для счастья человека, и несовершенными законами, устанавливаемыми самими же людьми и приносящими человеку одни лишь страдания! И неудивительно, что вследствие действия подобных материалистических законов в немусульманских странах можно встретить целые армии распушенных и заблудших юнцов и толпы незамужних матерей из числа несчастных и пропащих девушек, причём количество и тех, и других с течением времени неуклонно возрастает.
ОН УЧИТЫВАЕТ ВСЁ ТО, ЧТО ОКАЗЫВАЕТ ВЛИЯНИЕ НА ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ОРИЕНТАЦИЮ
Сознательный родитель, исповедующий ислам, ясно видит всё то, что происходит с его детьми. Ему известно о том, что они читают и что пишут, чем увлекаются и что привлекает их к себе и воздействует на них так, что они и сами не замечают этого. И он знает их товарищей, с которыми они не расстаются или проводят большую часть своего времени, зная также и те места, где они бывают в свободное время, тогда как сами дети даже и не догадываются о том, что он наблюдает за ними. И если он замечает какие-нибудь отклонения, касающиеся того, что они читают и чем увлекаются, или выражающиеся в их общении с дурными товарищами и посещении сомнительных мест, или связанные с каким-либо вредными привычками, наподобие курения, или увлечением нежелательными или запретными играми, приводящими к напрасной трате времени и сил и приучающими молодого человека к бесполезному времяпровождению и пустым развлечениям, итак, если родитель замечает в своих детях что-нибудь подобное, то он мягко и умно, но вместе с тем и решительно, возвращает их на путь истинный, тактично и настойчиво направляя их в нужную сторону.
Дело в том, что каждый человек рождается в своём естественном состоянии, и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника, о чём говорится в достоверном хадисе, приводимом Аль-Бухари.
С учётом этого становится ясным, какую ответственность несут родители за формирование разума ребёнка, становление его личности и его воспитание, если принимать во внимание все вышеупомянутые факторы, оказывающие на него своё воздействие.
Из этого следует, что книги, которые читают дети, должны развивать их разум, воспитывать в них высокие нравственные качества и содержать в себе достойные примеры для подражания, а не губить их умственные способности, не портить того, что присуще им изначально, и не гасить искры блага в их душах.
Их увлечения должны развивать в их душах благое, а не дурное, зажигать в их сердцах светочи истины, а не лжи, и прививать им здоровые, а не дурные вкусы.
Товарищ должен вести за собой ребёнка в рай, а не в ад, направлять его к истинному, а не к ложному, и указывать ему путь к правильному, к возвышению, успеху и благочестию, а не к заблуждениям, падению, неудаче и ослушанию. Однако сколь много существует людей, влекущих своих товарищей к дурному, злому и порочному, тогда как их родители оставляют это без внимания, и как правильны слова поэта Ади ибн Зайда Аль-Ибади, сказавшего о товарище и друге так:
Если имеешь дело с людьми,
То дружи с лучшими из них
И не водись с пропащим,
Ибо и сам ты с таким погибнешь!
Не спрашивай о человеке, а спроси о его друге,
Ведь каждый подражает тому, с кем он связан!
Вот почему сознательный мусульманин, занятый воспитанием своих детей не упускает из виду ни книг, ни журналов, ни товарищей, ни увлечений, ни школы, ни преподавателей, ни клуба, ни средств массовой информации, ни любых иных факторов, оказывающих влияние на формирование личности, разума, души и воззрений своих детей. В случае необходимости он вмешивается и запрещает или одобряет что-либо, чтобы избежать трудностей в процессе дальнейшего воспитания и не сталкиваться со всевозможными отклонениями, болезнями или искажениями.
Принимая во внимание всё вышесказанное, можно объяснить, почему одним семьям сопутствует успех в деле воспитания их детей, а другие терпят на этом поприще полный провал. В первом случае семьи чувствуют ответственность перед своими детьми и уделяют им внимание, в результате чего дети становятся благом для них самих, для общества и для людей, что же касается других семей, то они подобной ответственности не ощущают и пренебрегают своими детьми, что превращает их в постоянное зло для них самих, общества и людей.
ОН ОДИНАКОВО ОТНОСИТСЯ КО ВСЕМ СВОИМ ДЕТЯМ
Один из мудрых способов воспитания заключается в том, чтобы одинаково относиться ко всем своим детям и никогда не отдавать ни одному из них предпочтения перед другим, поскольку ребёнок, чувствующий себя равным среди равных, вырастает психически здоровым и свободным от комплекса неполноценности, он не испытывает ненависти по отношению к своим братьям и в сердце его нет места для ревности и зависти, наоборот, в душе его появляются благожелательность, снисходительность, уважение и любовь к другим, к чему побуждает ислам и к чему он велит родителям побуждать своих детей.
Аль-Бухари и Муслим приводят хадис, передаваемый со слов Ан-Ну'мана ибн Башира, да будет доволен Аллах ими обоими, сообщившего о том, что однажды его отец привёл его к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) и сказал: "Я подарил этому своему сыну невольника, который принадлежал мне". Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил:
И ты сделал такой подарок каждому из своих детей?
Он ответил: "Нет". Тогда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
В таком случае забери его обратно!
В другой версии этого хадиса сообщается: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Ты сделал то же самое для каждого из своих детей?" Он ответил: "Нет". Тогда он сказал: "Побойтесь Аллаха и будьте справедливы к своим детям!" - после чего мой отец вернулся домой и забрал свой подарок обратно".В третьей версии этого хадиса сообщается: "Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "О Бишр, есть ли у тебя другие дети?" Он ответил: "Да". Он снова спросил: "И ты каждому сделал такой подарок?" Он ответил: "Нет". Тогда он сказал: "Тогда не делай меня свидетелем этого, ибо я не хочу свидетельствовать о несправедливости!" А потом он спросил: "Будешь ли ты рад, если они одинаково почтительно станут относиться к тебе?" Он сказал: "Конечно!" Тогда пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Тогда не поступай так!" (Аль-Бухари и Муслим).
Вот почему благочестивый мусульманин одинаково справедливо относится ко всем своим детям и не отдаёт одному предпочтения перед другим в том, что касается подарков, расходов и взаимоотношений, а поэтому все они обращаются к Аллаху с мольбами за него, сердца их испытывают к нему любовь, а души наполняются почтением и уважением.
ОН ПРИВИВАЕТ ИМ ВЫСОКИЕ НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА
Имея дело с такими душами, полными радости, благожелательности, удовлетворённости и почтительности, родитель может привести своих детей к обретению наилучших человеческих достоинств и привить им такие высокие нравственные качества, как любовь к другим людям, привычка оказывать поддержку слабым и поддерживать связи с родственниками, уважение к старшим, проявление милосердия к младшим, ощущение радости от совершения благих дел, стремление придерживаться справедливости по отношению к людям и так далее. Это объясняется тем, что благо исходит лишь от тех душ, которые уже пропитаны им, а лишённый чего-либо, не сможет дать этого и другим, и прав был сказавший: "Праведность - от Аллаха, а воспитанность - от родителей"[13].
Благоразумный родитель-мусульманин знает, как найти подход к душам своих детей и привить им мудрость и хорошие нравственные качества. Для этого он использует такие разумные методы воспитания как хороший личный пример, доброта и простота в обращении и общении с детьми, проявление о них должной заботы, милосердие, приветливость, любовь, внимание, поощрение, справедливость, сердечное отношение, руководство и старание направить их на путь истинный с помощью мягкости, не имеющей ничего общего со слабостью, и строгости, которую он не смешивает с суровостью. Благодаря этому его дети растут в атмосфере любви, внимания и нежности, что неизбежно приводит к тому, что из них получаются благочестивые, верные, праведные, гармонично развитые, трезвомыслящие, щедрые и ответственные люди. Всё это является само собой разумеющимся для каждой семьи, воспитанной на принципах ислама и установлениях Корана, и правду сказал Аллах Всевышний:
(Придерживайтесь) цвета[14] Аллаха, ибо кто лучше Аллаха по цвету? А мы Ему поклоняемся.
Корова, 138

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Анас в течение долгого времени был слугой пророка.

[2]2 Этот хадис приводят Аль-Бухари в "Аль-адаб аль-муфрад", имам Малик в "Аль-Муватта" и имам Ахмад в "Аль-Муснаде".

[3] За неисполнение молитвы.

[4] Аль-Хафиз в "Ат-тахзиб" указал, что иснад хадиса является хорошим.

[5] Сын пророка (мир ему и благословение Аллаха) умерший в раннем возрасте.

[6] Название района Медины.

[7] Умм Салама была женой Абу Саламы, которая после его смерти вышла замуж за посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) а дети, о которых идёт речь, были и её детьми.

[8] Это значит, что он получит за это такую же награду как и за милостыню, поданную неимущему.

[9] В настоящее время эти слова распространяются и на транспортное средство.

[10] Имеются в виду те случаи, когда муж кладёт кусочки пищи в рот своей жене, проявляя таким способом своё хорошее отношение к ней в шутливой форме.

[11] Этот хадис, снабженный достоверным иснадом приводит Ахмад в своём "Муснаде".

[12] Имеется в виду, что она была разведена.

[13] См.: "Аль-адаб аль-муфрад" Аль-Бухари.

[14] "Сыбга" - цвет; краска; оттенок. Метафорическое обозначение ислама, который уподобляется краске, пропитывающей собой то, что ею окрашивают.

автор: Мухаммад Али Аль-Хашими

Просмотров: 1619 | Добавил: istoriya | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz