Нашим детям
Меню сайта

Форма входа


» 2006 » Март » 4 » Благочестие к родителям(Часть1)
Благочестие к родителям(Часть1)

Сегодняшний наш урок посвящен важной теме - взаимоотношениям с нашими родителями, так как все мы прекрасно знаем какие конфликты и проблемы возникают в наше время между родителями и детьми.
Отметим с самого начала, что хорошие отношения к родителям занимает особое положение в Исламе. И мы, ни в коем случае не должны обращаться к ним как c остальными людьми, не только если они вдруг ошибаются или же грешат, или же творят неверие и призывать тебя к нему, но даже в том случае, когда они заставляют тебя впасть в многобожие. Независимо от всего вышеперечисленного ты должен относиться к ним хорошо.Всевышний сказал: А если они будут усердствовать, чтобы ты придал Мне в сотоварищи то, о в чем нет у тебя никакого знания, то не повинуйся им и окружай их в этом мире добром и хорошим отношением .
Их права неизменны, и каждый религиобязанный мусульманин должен не забывать,что после наипервейшей обязанности соблюлдения единобожия, стоит обязанностьпослушания и благодеяния к родителям.
Всевышний Аллаh многократно призывает в Своей Книге к этому, приказывает благодарить Его самого и, после этого, родителей:
Благодари Меня и своих родителей .Общеизвестно, что мать имеет больше прав на детей, чем отец. Ибн Аббас, комментируя слова Всевышнего Аллаhа - И поклоняйтесь Аллаhу и не придавайте Ему сотоварищей и делайте добро родителям - говорил: т. е. надо обращаться с ними мягко, нежно, не грубить в ответ и не смотреть на них сердито и не повышать на них голос и вести себя перед ними как слуга перед господином, т. е. смиренно и кротко . Всевышний Аллаh сказал:
И повелел твой Господь, чтобы ты не поклонялся никому, кроме Него и проявлял благодеяния к родителям. Если оба они постареют или оба они достигнут старости, то не говори им уфф и не кричи на них и говори им ласковые слова и преклоняй перед ними обоими крыло смирения из милосердия и говори: О господь мой, помилуй их, так как они воспитали меня маленьким .
Всевышний Аллаh приказывает нам быть терпеливыми с родителями в любом их возрасте,особо выделяя возраст старости, период слабости и умственного расстройства (как это иногда бывает) когда общение с ними составляет особую трудность. и не говори им уфф или же подобные слова несущие раздражение враждебность и чувство недовольства ; и не ругай их , т.е будь вежлив с ними,даже призывая к добру и отводя от зла.
Однажды Хасана Аль Басра спросили: Как учить или исправлять родителей? Как отводить их от порицаемого? Он ответил, говори с ними пока они спокойны и замолчи, если они рассердятся .
Общеизвестно, что призыв к одобряемому и порицание не одобряемого состоит из четырех ступеней:
1.Ознакомление
2.Увещевание
3.Ужесточ ение речи
4.Применение силы
При общении с родителями исламом разрешены только первые две ступени, к другим же людям в особые моменты можно использовать и последние две ступени, если первые не действуют. Жесткий разговор, не говоря уже о применении силы, является харамом в отношении родителей. Надо быть очень осторожным в этом вопросе, многие люди не осознавая этого позволяют себе слишком многое, они не понимают, что речь идет не о каком-то маленьком, а о смертном грехе, идущего по порядку сразу после страшного греха многобожия. Повышение голоса, грубый неуважительный разговор с ними, проявление недовольства и раздражительности, тыканье в них пальцем, взор прямо в глаза - все это категорически запрещено и, если было бы что-то греховное из слов меньше слова уфф , то Аллаh запретил бы и это. Одним из значений арабского слова уфф является скопившаяся под ногтями грязь, поэтому человеку, который раздражает, общение с которым действует на нервы говорят: Уфф ему . Поэтому один из известных толкователей Корана Муджахид насчет слов Всевышнего Аллаhа сказал не говори им уфф : Не поноси их, так как когда-то они держали тебя в чистоте. Сколько раз матери приходится стирать , убирать осквернения, которые исходят от младенца, без раздражения, и не надеясь на какую-то награду или ,хотя бы, на слово спасибо .
И это всегда надо помнить, так как когда родители достигнут старости становятся похожими на детей. Терпи и не показывай своего недовольства и неприязни. Не говори им уфф, не ругай их и скажи им доброе слово , т. е. потакай их капризам, пусть слышат от тебя только то, что им нравится, естественно не переходя границы дозволенного Аллаhом
, нельзя подчиняться сотворенному, греша Создателю. Абу Ваббах однажды спросил Саида ибну Мусаиба:
Я понял все аяты про благодеяние к родителям, кроме одного: и скажи им доброе слово . Что означает это доброе слово? . Саид ибн Мусаиб ответил: Это речь виноватого раба перед грубым, жестоким господином . Представьте себе этот предельно мягкий, кроткий разговор покорного раба.
Муавия ибну Исхак передавал от Урвы : Неблагочестив к своим родителям тот, кто позволяет себе смотреть в упор им в глаза . На самом деле это действие противоречит покорности и кротости перед ними.
и преклоняй перед ними обоими крыло смирения и милосердия .
Ата' говорил: Запрещается поднимать руку на своих родителей, даже просто указывать на них . Иногда под словом крыло подразумевается рука (от кисти до плеча). А Урва объяснял выше упомянутые слова из аята так: Не отказывай им в том, что они любят и в том, что им нравится . Повторимся и скажем, что здесь по приказу идущем в этом аяте человек должен вести себя с родителями как подчиненный с командующим.
Эти права родителей на своих детей многие не знают, из-за повального невежества распространенного в нашем обществе, однако это не должно стать причиной для продолжения небрежного отношения к родительским правам
Надо придерживаться всех правил поведения с ними, чтобы они были довольны тобой и делали за тебя дуа , в свою очередь, ты тоже не должен забывать молиться за них,ведь Всевышний сказал :
и скажи: о Господи, помилуй их, как они воспитывали меня в детстве .
Благодари их за то, что они сделали тебе. Вынашивали тебя, терпели тебя, не спали ночами, пачкались твоими выделениями, мыли тебя, стирали за тебя.
Естественно, большая доля всего этого перепадает матери, поэтому пророк три раза приказал проявлять благочестие к матери, а потом уже упомянул отца.
Следует отметить важную деталь, что благочестивого отношения необходимо придерживаться как с верующими родителями, так и с неверующими. Всевышний Аллаh говорит:
Не запрещает вам Аллаh хорошо относиться и быть справедливыми к тем, кто не воюет против вас и не изгоняет вас из ваших жилищ. Поистине Аллаh любит справедливых
Также в достоверном хадисе пришло, что к Асме (рады Аллаhу анха) во время мирного договора между мусульманами и многобожниками приехала мать-многобожница и Асма спросила пророка салалаху алейхи уа салям О посланник Аллаhа ко мне приехала мать, желающая моего благочестия к ней. Как мне относиться к ней? . Он ответил: Веди
себя благочестиво с ней .
Так Всевышний Аллаh говорит:
и завещали мы человеку хорошее отношение к родителям, вынашивала его мать слабостью поверх слабости . Т.е носила его в своем животе, слабея изо дня в день.
Если посмотреть с медицинской точки зрения, организм ребенка в утробе матери постоянно требует питания (так, например, существует постоянная потребность в кальции и др.) и все это берется из организма матери. Ей приходится жертвовать собой, чтобы ребенок нормально развивался. Женщина намного слабее мужчины по природе, а в период беременности она становится еще слабее и, опять же, с родами она испытывает сильную нагрузку, ухаживая за новорожденным. Всевышний
Аллаh говорит:
Мать носит его слабостью поверх слабости, отлучение его в два года. Благодари меня и своих родителей. И ко Мне возращение .
Далее Всевышний Аллаh говорит:
И, если они будут усердствовать, чтобы ты предал Мне в сотоварищи то, о чем у тебя нет никакого знания - не повинуйся им. И живи с ними в этом мире в добре и следуй пути тех, кто обратился ко Мне. Потом ко Мне ваше возвращение и Я сообщу вам о том, что вы совершали .
Несмотря на всю отвратительность призыва предать Богу что-то в сотоварищи, ты все равно должен хорошо относится к родителям. А что же говорить о правах родителей мусульман, если они к тому же праведные люди, клянусь Аллаhом их права на тебя самые жесткие, самые строгие и соблюдение их является одной из самых наивеличайших задач. Хадисов от пророка салалаху алейхи уа салям побуждающих к этому пришло в неимоверно большом количестве. Абу Хурейра, что однажды к пророку,салалаху алейхи уа салям
подошел человек и спросил его: К кому из людей я должен относиться
более дружелюбно? . Он ответил: К матери! А потом: К матери . А потом: К отцу .
От другого сподвижника передается, что пророк, салалаху алейхи уа салям сказал: Поистине Аллаh вам приказывает хорошо относиться к своим матерям(2 раза) и к своим отцам и к своим близким родственникам .
От Аби Рамса передается, что он слышал как пророк, салалаху алейхи уа салям , сказал: Будь благочестив к своей матери и своему отцу, к своей сестре и брату, а потом кто ближе к тебе и ближе. В этом хадисе пророк, салалаху алейхи уа салям, поставил мать перед отцом, а сестру перед братом.
Однажды Абдуллаh Ибн Мас уд спросил пророк,салалаху алейхи уа салям: Какое дело любимее Аллаhу? .Он ответил: Молитва в свое время . А потом: Благодеяние к родителям . А потом: Джихад на пути Аллаhа . Потом Абдулла добавил: Это то, что сообщил мне посланник Аллаhа, и если бы я продолжил спрашивать он рассказалбы мне больше . Здесь пророк, салалаху алейхи уа салям, причислил благочестивое отношение к родителям к самым наилучшим делам, сделав его по порядку сразу после молитвы.
От Абдуллы Ибну А'мира передается, что один человек попросил пророка,салалаху алейхи уа салям разрешить выйти ему на джихад. Пророк,салалаху алейхи уа салям , спросил его: Живы ли твои родители . Он ответил: Да . Тогда он, салалаху алейхи уа салям, сказал: Так в них и делай джихад .
В сборнике Муслима приводится, что к пророку, салалаху алейхи уа салям, приехал один человек и сказал: Я желаю присягнуть тебе на джихад, желая награды от Всевышнего . Пророк,салалаху алейхи уа салям , спросил: Жив ли хоть один из твоих родителей? .
Он ответил: Они оба живы! . Ты действительно хочешь награды от Аллаhа? . Он ответил. Да . Тогда вернись к своим родителям и живи с ними и относись к ним наилучшим образом .
У Абу Дауда и Насаи передается, что один человек подошел к пророку, салалаху алейхи уа салям, и сказал: Я пришел присягнуть тебе на хиджру,оставив за собой плачущих родителей .Тогда пророк, салалаху алейхи уа салям ,сказал: Вернись к ним и обрадуй их, так же как ты заставил их плакать . Т.е приказал ему сделать что-то радостное в
искупление того, что заставил их плакать.
Джихад, упомянутый в хадисах, является добровольным, если же он становиться обязательным, то разрешение родителей необязательно.
Пророк, салалаху алейхи уа салям, также сказал: Довольство Аллаhа в довольстве родителей, гнев Аллаhа в их недовольстве .
Имам Газали писал: Обслуживающий своих родителей не должен ничего требовать от них кроме того,что "довольство Всевышнего в довольстве родителей .
Это очень важное замечание, связанное с намерением. Цель благодеяния к родителям - довольство Всевышнего, ничего иного быть не должно. Занимающийся этим для того, чтобы занять высокое положение в их сердцах или с другими намерениями, но не ради Всевышнего, будет непременно опозорен. Так что необходимо очищать свое намерение, как это делается во время молитвы, поста или других видов поклонения.
Муавия ибну Джахим рассказывал: Один человек подошел к пророку,салалаху алейхи уа салям, и спросил его Я хочу воевать на пути Аллаhа и вот пришел посоветоваться насчет
этого . Пророк, салалаху алейхи уа салям, спросил: Есть ли у тебя мать? . Он сказал: Да . Тогда будь рядом с ней,поистине, Рай под ее ногами .
Кааб ибну Аджра рассказывал, что однажды около пророка, салалаху алейхи уа салям прошел человек, сподвижникам понравилось его крепкое телосложение и скорость. Они сказали пророку, салалаху алейхи уа салям: О посланник Аллаhа, если бы он использовал свои
возможности в джихаде на пути Аллаhа . Пророк, салалаху алейхи уа салям , ответил: Если он использует их для обеспечения своих маленьких детей, то он на пути Аллаhа. Если он вышел стремясь помочь своим старым родителям, то он на пути Аллаhа. Если он
использует их ради того, чтобы Аллаh простил ему, то он на пути Аллаhа. Если же он вышел для показухи, то он на пути шайтана .
Ибну Умар рассказывал, что один человек сказал пророку, салалаху алейхи уа салям: Я совершил страшный грех, есть ли мне покаяние от него? , пророк ,салалаху алейхи уа салям,спросил его: Есть ли у тебя мать? . Он сказал: Да . Тогда будь благочестив к ней!!! .
Также пришло вдостоверном хадисе от Бра а, что пророк,салалаху алейхи уа салям сказал: Сестра матери имеет такое же положение, как мать .
Макхуль говорил: Благодеяние к родителям искупляет смертельные грехи. Человек в состоянии совершать благодеяние до тех пор, пока в семье его есть тот, кто старше его .
Один из табиинов рассказывал: Будучи с еретиками я совершил грехи, которые считал смертельными. Это я упомянул ибн Умару. Он спросил: Что это за грехи? . Я перечислил ему их. Он сказал: Это небольшие грехи . Потом добавил: Боишься ли ты огня? Желаешь ли ты войти в рай? Я сказал: Клянусь Аллаhом конечно!!! . Тогда он спросил меня: Живы ли твои родители? . Я ответил: У меня есть мать . Он сказал мне: Если ты будешь с ней мягко разговаривать, готовить и кормить ее, при этом сторонясь больших грехов, то обязательно войдешь в Рай .
Абу Хурейра передавал, что однажды пророк,салалаху алейхи уа салям , сказал, повторив три раза:
Позор, позор, позор . Его спросили: Кому? . Он ответил: Тому, чьи родители достигли старческого возраста и он после этого не зашел в рай . Т.е молил Аллаhа опозорить и унизить того, кто не использовал эту возможность вхождения в рай.
Также пророк,салалаху алейхи уа салям , называл ослушание родителей величайшим смертным грехом.
Однажды пророк,салалаху алейхи уа салям , сказал: Поистине, вам Аллаh запретил ослушание родителей, хоронение заживо дочерей, и Он не любит в вас пустые разговоры, множество вопросов и бездушную трату имущества .
Абу Бакр рассказывал: Однажды мы были у посланника Аллаhа, салалаху алейхи уа салям, и он три раза спросил: Сообщить ли вам о величайших смертных грехах? . Мы ответили: Конечно, о посланник Аллаhа . Он сказал: Приобщение Всевышнему Аллаhу сотоварищей, ослушание родителей(все это он говорил в полулежащем состоянии,
затем он сел, выпрямился и начал повторять) и лживое слово и лживое
свидетельство . Он продолжал до тех пор, пока мы не сказали: О, если бы он замолчал .
Естественно, сподвижники попросили его остановиться только из-за жалости к нему, видя в какое состояние он, салалаху алейхи уа салям, впал. Да упасет Аллаh от мысли, что они сделали это, потому что он,салалаху алейхи уа салям надоел им или из-за того, что вызвал
их недовольство.
Абдулла ибну А'мир передал, что посланника Аллаhа, салалаху алейхи уа салям, сказал: Величайший смертный грех ругание своих родителей . Его переспросили: О посланника Аллаhа, может ли человек ругать своих родителей? . Он ответил: Да! Это когда он ругает отца какого-либо человека, тот отвечает ему руганием его отца или ругает мать и тот отвечает ему тем же .
Конечно же, в те времена они посчитали невозможным, чтобы кто-то осмелился бы ругать своих родителей, поэтому, они, переспросили пророка, салалаху алейхи уа салям, насчет этого вопроса и он, салалаху алейхи уа салям, объяснил им, что имел в виду, закрытие всех путей,
ведущих к этому.
В наше же время споры, перебранки с родителями, как мы видим, стали привычным делом. И если нехорошие слова к адрес чужой матери или отца являются смертным грехом, то, что говорить о родных родителях. Поэтому он, салалаху алейхи уа салям, очень переживал, если кто-нибудь ругал другого, используя в речи мать или отца
этого человека.
Альма рур ибну Суваид рассказывал, что однажды он видел Абу Зарра и его слугу и на обоих была одинаковая одежда, и мы спросили его: В чем причина подобной справедливости? . Он ответил: Однажды я обозвал одного человека, и он пожаловался посланнику Аллаhа, салалаху алейхи уа салям, и он, салалаху алейхи уа салям , сказал мне: Ты обозвал его по матери? Поистине, ты человек, в котором есть невежество (т. к он назвал его мать черной , передается, что обиженным был Билял). И пророк,салалаху алейхи уа салям, сказал: Поистине, ваша прислуга это ваши братья, над которыми
Всевышний Аллаh дал вам власть. Поэтому кормите их тем же, что сами кушаете и одевайте их в то, что сами одеваете и не заставляйте их делать то, что им не под силу, и, если им тяжело, помогите им .
Просмотров: 1624 | Добавил: istoriya | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz