История
Меню сайта

Форма входа

Поиск по дневнику


» 2006 » Апрель » 6 » Как началось пророчество
Как началось пророчество

Бисмиляхи рРахмани рРахим.
В пещере Хира
Когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) приблизился к сорокалетнему возрасту, он стал проводить долгие часы в уединенном созерцании и размышлении об окружающем его. Этот созерцательный характер провел ментальную границу между ним и его соотечественниками. Он брал с собой сауик (толченый ячмень) и воду, а затем направлялся в горы в окрестностях Мекки. Одно из мест особенно нравилось ему. Это была пещера Хира в горе Ан-Нур, в трех-четырех километрах от Мекки. Это была маленькая пещера длиной около 4 метров и шириной около полутора.

Он часто ходил туда и приглашал странников разделить с ним его скромную провизию. Большую часть времени, особенно в месяц Рамадан, он посвящал поклонению и размышлениям о вселенной, о мире окружавшем его. Его сердце скорбело из-за морального разложения и идолопоклонничества, распространенного среди его народа. Он был бессилен, что-либо изменить, не имея ни ясного пути, которому можно было бы следовать, ни четко определенного подхода к решению проблем, которым можно было бы исправить нездоровые традиции. Такое одиночество, вкупе с неустанными размышлениями, надо сопоставить с той миссией, что ему предстояла. Это была предварительная стадия, предшествующая периоду тяжкого долга, который он очень скоро должен был взять на себя[1].
Уединенность и отстранение от скверны жизни были двумя обязательными условиями, для того чтобы душа Пророка вошла в близкий контакт с Незримой Силой, являющейся причиной всех аспектов бытия в этой бескрайней вселенной. Это был период уединения, который продолжался в течение трех лет и возвестил о новой эре, нерушимой связи с этой Силой[2].
Джибриль приносит Откровение
Когда Мухаммад достиг сорока лет, возраста зрелости, в котором многим пророкам ниспосылались Откровения, в его жизни стали являться знамения Пророчества. Это были истинные видения, которые он получал в течение шести месяцев. Период Пророчества длился 23 года; таким образом этот период из шести месяцев истинных видений стал неотъемлемой частью сорока шести частей Пророчества. В месяце Рамадан, на третий год его уединений в пещере Хира, по воле Аллаха, Его Милость снизошла на землю, и Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) был удостоен Пророчеством, и свет Откровения воссиял перед ним стихами Благородного Корана[3].
Что касается точной даты, то тщательное исследование обстоятельств и соответствующий ход мысли указывает на ночь понедельника, 21-го Рамадан, то есть 10 августа 610 года н.э., Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) было ровно 40 лет, 6 месяцев и 12 дней (по арабскому летоисчислению), или 39 лет, 3 месяца и 22 дня (по грегорианскому)[4].
Айша, Правдивейшая, привела следующее повествование этого знаменательнейшего события, принесшего Божественный свет, который рассеял мрак неверия и невежества. Это событие привело к появлению нового пути жизни и серьезно изменило историю человечества:
"Предвестники Откровения принимали форму истинных видений, которые все время поразительным образом сбывались. После того, как уединение стало дорогим для него и он пребывал в пещере Хира, занимаясь там Таханнут (молитвами) по несколько ночей подряд, прежде чем вернуться к своей семье. Он возвращался, чтобы взять немного пищи для дальнейшего уединения. Наконец, неожиданно, Истина (ангел Джибриль) явился к нему и приказал: "Читай!" "Я не умею читать" - сказал он (Мухаммад). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: "Тогда он взял меня и сильно сжал, а затем отпустил и повторил приказ: "Читай". "Я не умею читать" - сказал я. И снова он сжал меня и отпустил, так, что я был изможден. Затем он сказал: "Читай". Я сказал: "Я не умею читать". Он сжал меня в третий раз и затем отпустил и сказал:
Читай! Во имя Господа твоего, Который сотворил (все сущее) - сотворил человека из сгустка (комка свернувшейся крови) Читай! И Господь твой Щедрейший…
Коран 96:1-3
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) повторил эти стихи. Он дрожал от страха. В таком состоянии он возвратился к своей жене Хадидже, и просил: "Укрой меня, ... укрой меня". Его укрыли, пока он не успокоился. Он рассказал Хадидже о случившемся в пещере и добавил, что он в ужасе. Его жена попыталась успокоить его и заверила, сказав: "Аллах никогда не опозорит тебя. Ты укрепляешь кровные узы; ты поддерживаешь слабых; ты помогаешь бедным и нуждающимся; ты принимаешь гостей и переносишь тяготы на пути правдивости".
Она отправилась с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) к своему двоюродному брату Вараке ибн Науфаль ибн Асад ибн Абд Аль-Узза, который принял христианство в доисламский период, и читал Библию на древнееврейском языке. Он был слепым человеком преклонного возраста. Хадиджа сказала: "Мой брат! Выслушай своего племянника!" Варака сказал: "О, мой племянник! Что ты видел?" Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему о том, что произошло с ним. Варака ответил: "Это - Намус" (ангел Божественного Откровения), которого Аллах посылал Моисею. Желал бы я быть молодым. Я хочу дожить до того времени, когда твой народ изгонит тебя". Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) спросил: "Они изгонят меня?" Варака ответил утвердительно и сказал: "С любым, кто пришел с подобным тому, что ты принес, обращались враждебно. И, если я доживу до того дня, то поддержу тебя". Несколькими днями позже Варака умер, а откровение приостановилось[5].
Ат-Табари и Ибн Хишам сообщили, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) оставил пещеру Хира после того, как к нему явилось Откровение, но позже он возвратился в пещеру и продолжал свое уединение. Затем он возвратился в Мекку. Ат-Табари сообщил об этом событии:
"После упоминания о ниспослании Откровения, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Я никогда не ненавидел кого-либо больше, чем поэтов или безумцев. Я не мог смотреть на кого-либо из них. Я не расскажу о своем Откровении ни одному курайшиту. Я поднимусь на гору, брошусь вниз и умру. Это освободит меня. Я пошел, чтобы сделать это, но на половине пути к горе, я услышал голос с неба: "О Мухаммад! Ты - Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а я - Джибриль". Я посмотрел вверх и увидел Джибриля в виде человека, упирающегося ногами на горизонт. Он сказал: "О Мухаммад! Ты Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), а я - Джибриль". Я остановился и смотрел на него. Его вид отвлекал мое внимание от того, что я намеревался сделать. Я стоял на месте, как пригвожденный. Я попытался отвести свои глаза в сторону от него. Он был в любой из сторон, куда бы я ни смотрел. Я оставался на месте, без движения, пока Хадиджа не послала кого-то искать меня. Тот сходил в Мекку и возвратился, в то время как я стоял на том же месте. Затем Джибриль удалился и я возвратился домой. Я нашел Хадиджу дома и сел около нее. Она спросила: "Отец Аль-Касима! Где ты был? Я посылала человека искать тебя. Он ходил в Мекку и возвратился назад". Я рассказал ей о том, что я видел. Она сказала: "Это - благоприятное знамение, о, мой муж! Успокойся, я клянусь Аллахом, что ты - Посланник для этого народа". Затем она встала и пошла к Вараке, чтобы известить его. Варака сказал: "Клянусь Аллахом, что он встретился с тем же Намусом, ангелом, который был послан к Моисею. Он - Пророк этого народа. Скажи ему, чтобы он терпел". Хадиджа возвратилась к Мухаммаду и передала слова Вараки. Когда Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) завершил свое уединенное пребывание и пришел в Мекку, то посетил Вараку, который сказал ему: "Ты - Пророк этого народа. Я клянусь Аллахом, что ты встречался с тем же ангелом, который был послан к Моисею"[6].
Перерыв в Откровении
Ибн Са'д сообщил со слов Ибн Аббаса, что Откровение прервалось на несколько дней[7]. После тщательного изучения, это кажется, наиболее вероятным. Говорить, что этот перерыв продолжался три с половиной года, как утверждают некоторые ученые, - не верно, но в этой работе было бы неуместным приводить большое количество подробностей.
Тем временем, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) находился в подавленном состоянии, изумленный и в недоумении. Аль-Бухари сообщил:
"Божественное откровение приостановилось на некоторое время и Пророку (мир ему и благословение Аллаха) стало настолько тягостно, как мы слышали, что он намеревался несколько раз сброситься с вершины горы, и каждый раз, когда он поднимался на вершину, чтобы броситься вниз, перед ним появлялся Джибриль и говорил: "О Мухаммад! Ты - Посланник Аллаха по истине", после чего его сердце успокаивалось и он возвращался домой. Когда период ожидания Откровения становился долгим, он делал то же, что и прежде, но Джибриль появлялся перед ним снова и говорил ему то, что говорил прежде"[8].
Джибриль вновь приносит Откровение Аллаха
Ибн Хаджар сказал: "Это (перерыв в откровении Аллаха в течение нескольких дней) должно было освободить Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) от страха, который он испытал и заставить его с нетерпением ожидать Откровения. Когда тень тайны отступила, поднялось знамя истины, Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) уже знал наверняка, что он стал Посланником Великого Господа. Он стал также уверен в том, что снизошедшее на него было Откровением. Его ожидание и тоска по прибытию Откровения стало благой причиной для воспитания стойкости и самообладания. Аль-Бухари сообщил со слов Джабира ибн Абдуллы, что тот слышал, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил о периоде перерыва следующим образом:
"Когда я шел, я услышал голос от неба. Я посмотрел и, поистине, это был тот же ангел, который посетил меня в пещере Хира. Он сидел на троне между землей и небом. Я очень испугался его и упал на колени на землю. Потом я вернулся домой, говоря: "Укройте меня, укройте меня". Аллах открыл мне стихи:
О завернувшийся (в одеяния)! Встань и увещевай! И Господа твоего (Аллаха) возвеличивай! И одежды твои очисть! И скверны (идолов - Ар-Руджз) беги!Коран 74:1-5
После этого откровение стало ниспосылаться постоянно, часто и регулярно[9].
Некоторые вопросы последующих стадий Откровения
Прежде, чем мы войдем в изучение подробностей периода передачи Послания и Пророчества, мы хотели бы ознакомиться со стадиями Откровения, которые составили главный источник Послания и предмет Призыва. Ибн Аль-Кайим, упоминая стадии Откровения, сказал:
Первая: Период истинного видения. Это была отправная точка Откровения Посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Вторая: Когда ангел незримо бросает в разум Пророка и сердце. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: "Благородный Дух открыл мне: "Никакая душа не погибнет, пока не будет испытана должным образом, так бойтесь Аллаха и смиренно просите Его. Никогда не станьте настолько нетерпеливым, что перейдете границы неповиновения Аллаху. Что Аллах имеет, никогда не может быть получено, но только через повиновение Ему".
Третья: Ангел посещал Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в образе человека и говорил с ним напрямую. Это давало возможность Пророку (мир ему и благословение Аллаха) полностью понять то, что сказал ангел. Ангела иногда видели в этом образе сподвижники Пророка.
Четвертая: Пришествие ангела было подобно мерным ударам колокола, и это была самая тяжелая форма, потому что ангел сильно схватывал его, и пот тек с его лба даже в холодный день. Если Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сидел на верблюде, то верблюд не мог удержать веса и немедленно опускался на колени. Однажды Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) получил такое откровение, когда сидел и его бедро лежало на бедре Зайда. Зайд почувствовал, что тяжесть почти раздавила его ногу.
Пятая: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) видел ангела в его настоящем виде. Ангел открыл ему то, что Аллах приказал открыть. Это, как упомянуто в Коране, в Суре Ан-Наджм (53, Звезда), случилось дважды.
Шестая: Сам Аллах передал ему Откровение, когда Пророк вознесся в небеса и получил предписание Аллаха о Саляте (молитве).
Седьмая: Слова Аллаха Своему Посланнику (мир ему и благословение Аллаха) напрямую, без посредничества ангела. Это было привилегией, предоставленной Моисею (мир ему) и ясно засвидетельствовано в Коране, также как это засвидетельствовано о нашем Пророке (мир ему и благословение Аллаха) в Суре Аль-Исра (17, Перенес ночью) Благородного Корана.
Некоторые религиозные ученые добавляли спорную восьмую стадию, в которой, как они заявляют, Аллах говорил с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) напрямую без завесы. Однако это - не подтверждается[10].

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Рахмату-ль-лиль-алямин, 1/47; Ибн Хишам, 1/235, 236; Фи Зиляль Аль-Кур’ан, 29/166.

[2] Фи Зиляль Аль-Кур’ан, 29/166,167.

[3] Фатх Аль-Бари, 1/27.

[4] Существуют некоторые разногласия между учеными по вопросу точного определения дня, с которого началось Откровение, но я упомянул в этой работе то мнение, которое кажется мне верным. Для более подробного ознакомления с вопросом, пожалуйста, смотрите Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим, Муснад Ахмада, Рахмату-ль-лиль-алямин, Аль-Хаким, Аль-Байхаки и др.

[5] Сахих Аль-Бухари, 1/2,3.

[6] Ат-Табари, 2/207; Ибн Хишам, 1/237, 238.

[7] Фатх Аль-Бари, 1/27, 12/360.

[8] Сахих Аль-Бухари, 2/340.

[9] Сахих Аль-Бухари, Книга Тафсира, 2/733.

[10] Заад Аль Ма’ад, 1/18.

АР-РАХИКУ-ЛЬ-МАХТУМ
автор: Сафиу-р-Рахман Мубаракпури

Просмотров: 1325 | Добавил: Iman | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz