История
Меню сайта

Форма входа

Поиск по дневнику


» 2006 » Март » 2 » ПРАВИТЕЛИ И ЦАРИ АРАБОВ
ПРАВИТЕЛИ И ЦАРИ АРАБОВ
Часть 3

Говоря об арабах доисламского периода, мы считаем необходимым нарисовать небольшую картину истории правления, царств, сект и религиозных направлений у арабов, чтобы облегчить понимание обстоятельств зарождения Ислама.
До того как засияло солнце Ислама, в Аравии было два вида правителей: коронованные цари, которые не были фактически полновластными; и главы племен и родов, которые наслаждались такой же властью и привилегиями, как и цари, но были более независимы, хотя некоторые из них могли демонстрировать определенную покорность царю. Цари правили в Йемене, Хире и у Гассанидов. Все другие правители Аравии не были коронованы.
Правление в Йемене
Народы Шеба были одними из самых древних народов чистых арабов, и проживали в Йемене. Раскопки, проведенные в городище "Ор", пролили свет на их существование за двадцать пять столетий до н.э. Их цивилизация процветала, и их могущество росло одиннадцать столетий до н.э.
Можно условно разделить историю Йемена на следующие периоды:
Период до 650 г. до н.э., в течение которого их цари назывались "Макриб Шеба". Их столицей был Сарвах, также известный как Хриба, чьи руины находятся в одном дне пути, на запад от Мариба. Шеба, как полагают, обладала настолько большой мощью, что имела колонии, как в Аравии, так и вне её.
Период от 650 г. до н.э. до 115 г. до н.э. В это время, цари перестали называться "Макриб" и приняли название "Цари Шеба". Они сделали Мариб своей столицей вместо Сарвах. Руины Мариба находятся на расстоянии шестидесяти миль, восточнее Саны.

Период от 155 г. до н.э. до 300 г. н.э. В течение этого периода, племя Химьяр победило царство Шеба и сделало Ридан столицей вместо Мариба.

Позднее, Ридан стал называться "Зифар". Руины его все еще находятся на горе Мудаууар около города Йарим. В это время начался упадок и ослабление Йемена. Торговля пришла в упадок: во-первых, северной частью Хиджаза владели набититы; во-вторых, римляне захватили контроль над морским торговым путем, после завоевания ими Египта, Сирии и севера Хиджаза; и в-третьих, из-за межплеменных войн. Под воздействием этих трех вышеупомянутых факторов, рода Кахтана были разобщены и рассеяны.
Период от 300 н.э. до распространения Ислама в Йемене. Это время было периодом беспорядка и смуты. Постоянные гражданские войны привели Йемен к подчинению иноземцам и к потере независимости. В течение этого периода римляне захватили Аден и даже помогли абиссинцам (эфиопам) занять Йемен, в первый раз в 30 н.э., пользуясь постоянным конфликтом между племенами Хамдан и Химьяр. Оккупация абиссинцами Йемена продолжалась до 378 н.э., после чего Йемен восстановил свою независимость. Позже, трещины дамбы Мариб, привели к Великому Потопу (450 или 451 г.н.э.), упомянутому в Благородном Коране. Это великое событие привело к падению цивилизации Йемена и рассеиванию народов, живущих там.
В 523 г., Зу Навас, иудей, предпринял военные действия против христиан Наджрана, чтобы принудить их к принятию иудаизма. Те, кто отказался сделать это, были брошены, живыми, в глубокий ров, где были разведены костры. Коран упоминает это событие:
Убиты будут владетели рва…
Коран, 84:5
.
Это вызвало великий гнев среди христиан и, особенно, у византийского императора, который не только направил абиссинцев на войну против владетелей Йемена, но также собрал огромный флот, который помог абиссинской армии из семидесяти тысяч воинов вторично завоевать Йемен в 525 н.э. Этой армией командовал Ириат, который стал наместником Йемена. Он управлял, пока не был убит одним из вождей своей армии, Абрахой. Абраха, после того, как его утвердил наместником царь Абиссинии, взял на себя власть над Йеменом. Позже, он отправил своих воинов уничтожить Аль-Каабу. Благодаря этому походу он и его воины стали известны, как "владельцы Слона".
После похода "Слона", народ Йемена, под предводительством Мадикариба ибн Сайф Зу Йазин Аль-Химьяри, с помощью персов, восстал против абиссинцев, восстановил независимость и избрал Мадикариба своим царем. Однако, Мадикариб был убит абиссинцем, из охраны. Род Зу Йазин был, таким образом, лишен царства навсегда. Хосрой, персидский царь, назначил своего наместника в Сане и, таким образом, сделал Йемен - персидской колонией. Персидские наместники держали власть над Йеменом до Базана, последнего из них, принявшего Ислам в 638 н.э. Так завершилось персидское владычество в Йемене.
Правление в Хире
После того, как Куруш (Кир) Великий (557-529 до н.э.) объединил персов, они овладели Ираком и окрестными землями. Никто не оспаривал их власть до Александра Великого (Македонского), победившего персидского царя Дария 1 и покорившего персов в 326 г. до нашей эры. Земли персов разделены и управлялись мелкими властителями, их эра продолжалась до 230 н.э. Тем временем, кахтаниты заняли некоторые территории Ирака, туда же, позднее, пришли некоторые племена аднанитов, разделившие власть над частью Месопотамии с кахтанитами.
Персы, под предводительством Ардашира, который создал государство Сасанидов в 226 н.э., восстановили единство и собрали достаточно сил, чтобы подчинить арабов, живших с ними по соседству. Они принудили племя Куда'а отступить в Сирию, оставив население Хиры и Анбара под персидским владычеством.
Во время правления Ардашира, в Хире, Раби'а, Мударе и Месопотамии правил Джузаима Аль-Уаддах. Ардашир счел для себя затруднительным управлять арабами непосредственно и предотвращать их нападения на свои границы. Поэтому он решил поставить правителем над ними одного из вождей арабских племен, который пользовался бы поддержкой и силой своего племени. Он также рассчитывал, что смог бы использовать арабов против византийцев, постоянно причинявших ему беспокойство. В то же время, арабы Ирака могли бы противостоять арабам Сирии, которые поддерживали византийцев. Однако, он считал необходимым держать часть персидских войск под командованием правителя Хиры, чтобы использоваться их против тех арабов, которые могли восстать против него.
После смерти Джузаима, около 268 н.э., персидским царем Сабуром ибн Ардашир правителем был поставлен Амр ибн Ади ибн Наср Аль-Лахми. Амр был первым из лахмитов, который правил Хирой до того как персидским царем стал Кавад ибн Файруз, во время царствования которого появился некий человек, именуемый Маздаком, призывавший к реформам в социальной жизни. Кавад и многие из его вассалов, приняли религию Маздака и среди них был правитель Хиры, Аль-Мунзир ибн Ма Ас-Сама. Когда последний, из гордости и чувства собственного достоинства, отверг предписания маздакизма, Кавад сверг его и поставил Хариса ибн Амр ибн Хаджар Аль-Кинди, принявшего доктрину маздакизма.
Вскоре Хосров Ануширван наследовал Каваду и, из ненависти к философии Маздака, казнил Маздака и многих его последователей, восстановил Мунзира на троне Хиры и отдал приказ схватить Хариса, который нашел убежище в землях племени Аль-Кальб, где провел остаток жизни.
Сыновья Аль-Мунзира ибн Ма Ас-Сама правили довольно много времени, пока к власти не пришел Ан-Ну'ман ибн Аль-Мунзир. Из-за доноса Зайда ибн Ади Аль-Аббади, персидский царь разгневался на Ну'мана и потребовал, чтобы тот немедленно прибыл во дворец. Ну'ман тайно поехал к Хани ибн Масуду, вождю племени Шайбан, оставил свое имущество и семейство на попечение последнего, а затем предстал перед персидским царем, который сразу бросил его в тюрьму, где он и скончался. Затем Хосров назначил правителем Хиры Ийаса ибн Кубайса Ат-Та'и. Ийасу было приказано сказать Хани ибн Масуду, чтобы он передал доверенное ему Ан-Ну'маном Хосрову. После того, как персидский царь встретил активный отпор со стороны арабского вождя, племени Шайбан была объявлена война. Хосров отправил свои войска под предводительством Ийаса в местность, под названием Ди Кар, которая стала свидетелем яростного сражения, когда персы были наголову разбиты арабами, впервые в истории. Сражение имело место вскоре после рождения Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), через восемь месяцев после прихода Ийаса ибн Кубайса к власти в Хире.
После Ийаса, в Хире был назначен персидский наместник, но в 632 г.н.э. власть возвратилась к роду Лахм, к Аль-Мунзиру Аль-Маруру. Царствование последнего продолжалось в течение восьми месяцев, до того момента как его сверг Халид ибн Аль-Уалид с мусульманскими воинами[1].

Правление в Сирии


В процессе племенных миграций, некоторые рода Куда'а достигли границ Сирии, где они и расселились. Они принадлежали к семейству Сулаиха ибн Хальуана, того, чьими потомками были сыновья Дуджама ибн Сулаиха, известные как Ад-Дуджайма. Эти рода Куда'а использовались византийцами для защиты их границ от налетов арабов-бедуинов и персов. Они пользовались определенной независимостью довольно долгое время, предположительно в течение всего второго века н.э. Наиболее известным из их царей был Зийад ибн Аль-Хабула. Они утратили независимость после поражения от Гассанидов, к которым перешла власть над арабами Сирии. Гассаниды сделали Думат Аль-Джандал своим центром. Их власть продолжалась до сражения при Йармуке в 13 г.х. Последний царь Джабала ибн Аль-Айхум принял Ислам во времена халифата Вождя правоверных - Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах)[2].
Правление в Хиджазе
Исмаил правил в Мекке, а также был хранителем Священного храма до самой смерти. После смерти Исмаила, в возрасте 137 лет, ему унаследовали два его сына - Набит и Кидар. Позже, к власти пришел их дед по материнской линии, Мудад ибн Амр Аль-Джурхуми. Таким образом власть над Меккой перешла к племени Джурхум, при этом потомки Исмаила сохранили почетное положение, хотя власть их была незначительной. Это положение они сохранили и после утраты власти племенем Джурхум, незадолго до возвышения Бухтанассара[3].
Политическая роль аднанитов в Мекке стала усиливаться, что подтверждается тем фактом, что во время первого вторжения Бухтанассара в земли арабов в Дати Ирк, вождь арабов был не из племени Джурхум[4].
Однако, во время второго вторжения Бухтанассара в 587 до н.э., аднаниты бежали в Йемен, а Бурмия Ан-Наби бежал с Маадом в Сирию. Когда вторжение закончилось, Маад возвратился в Мекку, не найдя никого из племени Джурхум, за исключением Джуршама ибн Джалхамах, на дочери которого, Муане, Маад женился. Она, впоследствии, родила ему сына, которого назвали Низар[5].
Из-за трудных условий жизни и голода, племя Джурхум стало дурно обращаться с паломниками к Священному храму и вымогать у них плату. Это вызвало негодование и ненависть аднанитов (сыновей Бакра ибн Абду-Мунафа ибн Кинана), которые, с помощью племени Хуза'а, поселившегося в соседней области Марр Аз-Захрам, напали на джурхумитов и изгнали их из Мекки, оставив её под властью племени Куда'а в середине второго столетия н.э.
Покидая Мекку, джурхумиты засыпали источник Замзам, закопав множество вещей в нем и тщательно скрыв место. Амр ибн Аль-Харис ибн Мудад Аль-Джурхуми, как сообщил известный историк Ибн Исхак, спрятал в Замзаме двух золотых оленей, вместе с Черным Камнем, и также множество драгоценностей и мечей, перед своим печальным исходом в Йемен[6].
Эпоха Исмаила продолжалась, как полагают, двадцать столетий до н.э., это означает, что племя Джурхум проживало в Мекке в течение двадцати одного столетия и сохраняло власть там приблизительно двадцать столетий.
После поражения джурхумитов, племя Хуза'а взяло власть над Меккой. Племена Мудар, однако, сохранили три привилегии:
Первая: Ведение паломников от Арафата в Муздалифу и затем от Мины до побиваемого камнями столба Акаба. Это было привилегия рода Аль-Гаус ибн Мурра, одного из кланов Илиас ибн Мудар, которых звали "Софа". Эта привилегия означала, что паломникам не дозволялось бросать камни в Аль-Акаба, пока один из людей "Софа" не делал этого. Когда они заканчивали побивание камнями и собирались покинуть долину Мина, люди "Софа" стояли с двух сторон Аль-Акаба, и никто не мог сойти с места, пока люди "Софа" не пропускали его, очистив путь для паломников. После гибели "Софа" их место занял род Сад ибн Зайд Манат племени Тамима.
Вторая: Аль-Ифада (отъезд в Мину после Муздалифы) в утро жертвоприношения. Это была привилегия семейства Адъуан.
Третья: Отсрочка священных месяцев - это было ответственностью семейства Тамим ибн 'Ади из Бани Кинана.
Господство Хуза'а в Мекке продлилось три сотни лет, в течение которых аднаниты распространились во всем Наджде и частях Бахрейна и Ирака, в то время как небольшие рода племени Курайш остались в окрестностях Мекки. Это были Халул, Харум и некоторые рода Кинана. Они не пользовались никакими привилегиями в Мекке или в Священном Доме до появления Кусая ибн Киляба, чей отец, как полагают, умер, когда он был еще младенцем, а мать, впоследствии, вышла замуж за Раби'а ибн Харам, из племени Бани 'Удра. Раби'а взял её и ее ребенка на свою родину, на границе Сирии. Когда Кусай вырос, он возвратился в Мекку, которая управлялась Халилем ибн Хабша из племени Хуза'а, который дал Кусаю свою дочь, Хобба, в жены. После смерти Халиля, вспыхнула война между Хуза'а и Курайш, приведшая к тому, что власть над Меккой и Священным Домом оказалась в руках Кусая[7].
Существуют три версии причин этой войны:
Первая: Имея уже отмеченное распространение своего потомства, увеличивающееся богатство и возвышение ранга после смерти Халиля, Кусай считает себя наиболее правомочным претендентом на правление в Мекке и опеку над Священным Домом, чем племена Хуза'а и Бани Бакр. Он также опирался на то, что курайшиты были вождями потомков Исмаила. Затем он посоветовался с некоторыми людьми из племен Курайш и Кинана относительно своего намерения изгнать Хуза'а и Бани Бакр из Мекки. Эти люди согласились с его мнением и поддержали его[8].
Вторая: Хуза'а утверждали, что Халиль просил Кусая обеспечить опеку над Аль-Каабой и правление над Меккой, после его смерти.
Третья: Халиль передал право обслуживания Аль-Каабы своей дочери Хобба и назначил Абу Габшана Аль-Хуза'и её помощником в этом деле. После смерти Халиля, Кусай выкупил это право за бурдюк вина, что вызвало недовольство среди людей Хуза'а, и они попытались отстранить Кусая от опеки над Священным Домом. Последний, однако, с помощью племен Курайш и Кинана, взял верх и даже полностью изгнал племя Хуза'а из Мекки[9].
Как бы то ни было, в итоге, все это привело к лишению "Софа" их привилегий, ранее упомянутых, изгнанию Хуза'а и Бакр из Мекки и передаче правления над Меккой и опеки над Священным Домом Кусаю, после жестоких войн между Кусаем и Хуза'а, повлекших тяжелые потери с обеих сторон. Затем стороны примирились при посредничестве и третейском суде Йа'мура ибн 'Ауфа, из племени Бакр, чье решение повлекло за собой преемственность правления Кусая над Меккой и опеки над Священным Домом, освобождение Кусая от платы за пролитие крови Хуза'а, и наложения платы за кровь на Хуза'а. Господство Кусая над Меккой и Священным Домом началось в 440 г.н.э. и дало ему, и племени Курайш впоследствии, абсолютную власть над Меккой и бесспорное право на опеку над Священным Домом, к которому стекались арабы со всей Аравии.
Кусай привел своих сородичей в Мекку и расселил их там, разрешив племени Курайш поселиться там. Ан-Ну'са, семейства Сафуана, Адъуана, Мурра ибн 'Ауф сохранили те же права, которыми они пользовались до него[10]
Значительным достижением, приписываемым Кусаю было учреждение Дома Ан-Надъуа (дом собраний) на северной стороне мечети Аль-Кааба, служившим местом встреч для племени Курайш. Этот дом принес много пользы курайшитам, потому что такие собрания обеспечивали единство мнений среди них и взаимовыгодные решения их проблем[11]
Кусай пользовался следующими привилегиями:
Осуществление председательства на встречах в Доме Ан-Надъуа, где проводились совещания, касающиеся серьезных вопросов, и где провозглашались брачные договора.
Знамя: Он держал в своих руках вопросы, относящиеся к военным выступлениям.
Охрана ворот Аль-Каабы: Он был единственным, кто мог открывать ворота храма, и был ответственен за его обслуживание и защиту.
Обеспечение паломников водой: Это означало, что он наполнял бассейны водой, подслащенной финиками и изюмом для паломников.
Питание паломников: Это означало обеспечение продуктами питания тех паломников, которые не имели пищи с собой. Для этого Кусай даже наложил на курайшитов ежегодный земельный налог, выплачиваемый в сезон паломничества[12].
Примечательно, что Кусай избрал Абд Мунафа, своего сына, для этих почетных обязанностей, хотя он не был старшим из сыновей (таковым был Абд Ад-Дар), и поручил ему: председательство в Доме Ан-Надъуа, знамя, охрану ворот Аль-Каабы, обеспечение водой и продуктами питания паломников. Так как деяния Кусая рассматривались как неоспоримые, а его приказы как нерушимые, то его смерть не вызвала конфликтов среди его сыновей. Но впоследствии конфликты возникли среди его внуков. После смерти Абд Мунафа, у его сыновей начались споры со своими двоюродными братьями, сыновьями Абд Ад-Дара, которые привели к разногласиям и борьбе внутри всего племени Курайш. Это закончилось мирным договором, согласно которому привилегии были перераспределены: обеспечение водой и пищей паломников осталось у сыновей Абд Мунафа; в то время как Дом Ан-Надъуа, флаг и охрана ворот Аль-Каабы перешли к сыновьям Абд Ад-Дара. Сыновья Абд Мунафа потеряли многие из своих привилегий и, впоследствии, передали привилегию обеспечения пищей и водой - Хашиму ибн Абд Мунафу. После его смерти эта обязанность перешла к его брату, которого звали Аль-Мутталиб ибн Абд Мунаф, а впоследствии перешла к Абду-ль-Муталлибу ибн Хашиму, деду Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Сыновья Абду-ль-Муталлиба приняли и занимали это положение до возвышения Ислама, эту обязанность нес Аббас ибн Абду-ль-Муталлиб [13].
Остальные обязанности были распределены среди людей племени Курайш следующим образом.
Бросание жребиев у идолов было передано Бани Джумах.
Запись даров и жертвоприношений, урегулирование споров и важных вопросов находилось в руках Бани Сахм.
Проведение совещаний относилось к Бани Асад.
Организация платы за кровь и штрафов были у Бани Тайим.
Ношение знамени стало правом Бани Умайя.
Военная организация, пехота и конница - в компетенции Бани Махзум.
Бани 'Ади улаживали иностранные дела[14].
Правление в срединной Аравии
Мы ранее упоминали миграции кахтанитов и аднанитов, и раздел Аравии между этими двумя племенами. Племена, живущие близ Хиры подчинялись правителю арабской Хиры, в то время как живущие в Сирийской полупустыне были под властью арабских царей Гассанидов. Это была своего рода зависимость, которая, в действительности, была скорее формальной, чем фактической. Однако, племена, живущие в глубине пустыни пользовались полной автономией.
Эти племена возглавляли вожди, избранные всем племенем. Каждое из этих племен было полугосударством, основанном на племенной (родовой) солидарности и коллективных интересах в защите земли и имущества.
Вожди племен имели диктаторские привилегии, подобные привилегиям царей, и им оказывалось полное повиновение и подчинение и в делах войны, и в мире. Соперничество среди собратьев за власть зачастую заставляло их изощряться, чтобы превзойти друг друга в гостеприимстве, воздействуя великодушием, мудростью и обходительностью, с единственной целью обойти своих соперников, и получить известность среди народа, особенно среди поэтов, которые были официальными ораторами в то время.
Политическая обстановка
Три арабских области, смежные с соседними странами находились в слабом и подчиненном положении. В те времена люди могли быть либо господами, либо рабами. Господа, особенно иностранцы, имели все преимущества; рабы - только обязанности. Другими словами, произвол, деспотическое правление приводило к ущемлению прав подвластных, неграмотности, несправедливости и тяготам, и ввергало народы во мрак и невежество. Плодородная земля давала доходы правителям и властителям так, что они могли удовлетворять свои пристрастия, прихоти и желания, тиранию и агрессивность. Племена, живущие в этих регионах колебались между Сирией и Ираком, в то время как племена, живущие внутри Аравии были разобщены и раздираемы межплеменными конфликтами, этническими и религиозными противоречиями.
Они не имели ни царей, защищающих их независимость, ни покровителей, у которых могли бы искать совета или получать помощь при затруднениях.
Правители Хиджаза пользовались уважением и почетом у арабов, и считались правителями и слугами религиозного центра. Господство Хиджаза было, фактически, смесью светского, официального старшинства и религиозного лидерства. Они правили среди арабов с позиции религиозного лидерства и навсегда монополизировали опеку над Священным Домом и его окрестностями. Они заботились об интересах посетителей Аль-Каабы и отвечали за исполнение законов Ибрахима. Они даже имели службы и отделы подобные таковым в парламентах, сегодня. Однако, они были слишком слабы, чтобы нести тяжелое бремя власти, как это стало совершенно очевидным во время абиссинского (эфиопского) вторжения.

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Мухадрат Тарик Аль-Умам Аль-Исламийа, 1/29-32.

[2] Мухадрат Тарик Аль-Умам Аль-Исламийа, 1/34; Тарих Ард Аль-Куръан, 2/80-82.

[3] Ибн Хишам, 1/111.

[4] Кальб Джазират Аль-Араб, с. 230.

[5] Рахмату-ль-лиль-алямин, 2/48.

[6] Ибн Хишам, 1/114,115.

[7] Ибн Хишам, 1/117.

[8] Ибн Хишам, 1/117.

[9] Рахмату-ль-лиль-алямин, 2/55.

[10] Ибн Хишам, 1/124.

[11] Ибн Хишам, 1/125; Ахбар Аль-Кирам, с. 152.

[12] Ибн Хишам, 1/130.

[13] Ибн Хишам, 1/129-179.

[14] Тарих Ард Аль-Кур'ан, 2/104-106.

Просмотров: 5189 | Добавил: istoriya | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz