История
Меню сайта

Форма входа

Поиск по дневнику


» 2006 » Март » 2 » Арабские племена
Арабские племена
Часть 2

Арабские племена делились, в соответствии с происхождением, на три группы:

Погибшие арабы: Древние арабы, чья история совсем мало известна: ‘Ад, Самуд, Тасам, Джадис, Имлак и другие. Чистые арабы: Происходят из потомства Йаруба ибн Йашджуба ибн Кахтана. Они также назывались арабами-кахтанитами.
Арабизированные арабы: Происходят из потомства Исмаила. Они также назывались арабами-аднанитами.
Чистые арабы, народ Кахтана, первоначально населяли Йемен и включали в себя много племен, два из которых были широко известны:
Племя Химьяр: Наиболее известные рода: Зайд Аль-Джахрум, Куда'а и Сакасик.
Племя Кахлан: Наиболее известные рода: Хамдан, Анмар, Тайи, Мудхидж, Кинда, Лахм, Джудхам, Азд, Аус, Хазрадж и потомки Джафна - правителей древней Сирии.
Рода племени Кахлан откочевали из Йемена, чтобы расселиться в различных областях Аравийского полуострова, из-за краха торговли под нажимом Рима и захвата им контроля над морскими и сухопутными торговыми маршрутами, после покорения Римом Египта и Сирии.
Естественно, соперничество между племенами Кахлан и Химьяр привело первых к уходу, а вторых - к заселению Йемена.
Откочевавшие рода племени Кахлан можно разделить на четыре группы:
1. Азд. Под предводительством Имрана ибн Амра Музаикба, кочевавшего в Йемене, рассылая разведчиков, а затем отправившегося на север. Подробности этого переселения можно суммировать следующим образом:
Талаба ибн Амр оставил свое племя Азд в Хиджазе и остановился между Талабией и Зи Каром. Когда он усилился, то направился к Мадине, где поселился. Из его семени - рода Аус и Хазрадж, сыновья Харисы ибн Талаба.
Хариса ибн Амр, известный как Хуза’а, кочевал со своим народом в Хиджазе, пока не прибыл в Мар Аз-Захран. Позднее, они захватили Харам и обосновались в Мекке, вытеснив племя Джурхум.
Имран ибн Амр и его народ пошли в Оман, где они восстановили племя Азд, чьи потомки заселили Тихама и были известны, как Азд Шануа.
Джафна ибн Амр и его род, направились в Сирию, где они обосновались и положили начало королевству Гассана, которое названо по имени источника в Хиджазе, где переселенцы останавливались на своем пути в Сирию.
2. Лахм и Джудхам: Из которых происходил Наср ибн Рабиа, отец Маназира, правители Хиры.
3. Бану Тайи: Также откочевал на север, заселив, так называемые, горы Аджа и Сальма, которые позже стали называться горами Тайи.
4. Кинда: Поселился в Бахрейне, но был вытеснен в Хадрамаут и Наджд, где создал мощное государство, которое, однако, долго не просуществовало. Вскоре это племя исчезло.
Другое племя Химьяр, известное как Куда'а, также оставило Йемен и поселилось в полупустыне Самауа, на границе Ирака.
Арабизированные арабы происходят от Ибрахима (мир ему), из города под названием "Ур", неподалеку от Куфы, на западном береге Евфрата в Ираке. Раскопки, произведенные археологами, обнаружили остатки крупного поселения, города семейства Ибрахима, и пролили свет на бытовавшие в нем религиозные и социальные условия[1].
Известно, что Ибрахим (мир ему) покинул Ур, направившись в Харран, а затем в Палестину, которая стала центром его Послания. Он кочевал по всему ареалу. Когда он пришел в Египет, Фараон попытался совершить злодеяние над его женой, Сарой, но Аллах спас ее и обратил злой план Фараона против него. Фараон, осознав ее высокое положение у Аллаха и, в знак почтения, отдал свою дочь, Хаджар, в служанки Саре. Сара выдала Хаджар замуж за Ибрахима[2].
Ибрахим возвратился в Палестину, где Хаджар родила Исмаила. Сара стала ревновать Хаджар и вынудила Ибрахима выслать Хаджар и ее младенца в безводную долину у небольшого холма, в Хиджазе, к Священному Дому. Он выбрал для них место под высоким деревом, над Замзамом, около верхней стороны Мечети в Мекке, где в то время не было ни людей, ни воды, и возвратился в Палестину, оставив своей жене и младенцу кожаный мешок с небольшим количеством фиников и кувшин воды. Вскоре, у них закончилась и пища, и вода, но по милости Аллаха, они обнаружили источник. Полная история источника Замзам известна каждому мусульманину[3].
Люди йеменского племени, Джурхум Второй, пришли и осели в Мекке, с разрешения Хаджар. Полагают, что они поселись в долинах вокруг Мекки. В "Сахих Аль-Бухари" упоминается, что это племя поселилось в Мекке до того, как Исмаил достиг юношеского возраста. Также упоминается, что джурхумиты, во время своих перекочевок, проходили через эту долину намного раньше этого события.
Ибрахим приезжал, время от времени, в Мекку, чтобы повидать свою жену и сына. Количество этих поездок точно не установлено, но достоверные, исторические источники говорят о четырех поездках.
Аллах, Всевышний, указал в Благородном Коране, что Он показал Ибрахиму видение, во сне, чтобы тот принес в жертву своего сына, Исмаила, и Ибрахим собирался исполнить повеление Аллаха:
И когда они оба предались Аллаху и тот поверг его на лоб, и воззвали Мы к нему: "О, Ибрахим! Ты оправдал видение". Так Мы вознаграждаем добродеющих! Поистине, это - явное испытание. И искупили Мы его великой жертвой.
Коран 37:103-107.
В книге Бытие упомянуто, что Исмаил был на тринадцать лет старше, чем его брат Исхак. Последовательность событий истории жертвоприношения Исмаила указывает на то, что оно, в действительности, произошло до рождения Исхака, и, что Обещание Аллаха даровать Ибрахиму другого сына, Исхака, было дано после этого события.
В этой истории повествуется об одной из поездок, по крайней мере до того, как Исмаил стал юношей. Аль-Бухари, со слов Ибн Аббаса, сообщил о других трех поездках; обобщить которые можно следующим образом.
Когда Исмаил стал юношей, он выучил арабский язык в племени Джурхум, люди которого сильно полюбили его и выдали одну из их своих женщин замуж за него, вскоре после того, как умерла его мать. Желая вновь повидать свою жену и сына, Ибрахим приехал в Мекку, после женитьбы Исмаила, но не нашел того в доме. Он спросил жену Исмаила о ее муже и об их делах. Она пожаловалась на бедность. Уезжая, он попросил её передать Исмаилу, чтобы тот поменял порог своего дома. Исмаил понял это сообщение и развелся со своей женой, а затем женился на дочери Мудада ибн Амра, вождя племени Джурхум[4].
Ибрахим приехал во второй раз, чтобы повидать своего сына, но вновь не нашел его дома. Он задал его второй жене тот же самый вопрос, на который она ответила хвалой Аллаху. Ибрахим попросил, чтобы она передала Исмаилу пожелание сохранить порог своего дома (то есть оставить ее в качестве жены) и возвратился в Палестину.
В третий раз Ибрахим приехал в Мекку и нашел Исмаила, затачивающим стрелу под высоким деревом около источника Замзам. Встреча, после длительной разлуки, очень тронула отца, так внимателен, покорен и праведен был сын. На сей раз, отец и сын построили Аль-Кааба и возвели столбы, и Ибрахим, согласно Повелению Аллаха, призвал людей совершать паломничество в этот храм.
По милости Аллаха, Исмаил имел двенадцать сыновей от дочери Мудада, их имена: Набит, Кидар, Едбаил, Мебшам, Мишма, Дума, Мича, Худуд, Йетма, Йетоур, Нафис и Кидман, от которых, в конечном счете, произошли двенадцать племен, обитавших в Мекке и ведших торговлю между Йеменом, Сирией и Египтом. Позже, эти племена расселились по всему полуострову и даже за его пределы. Сведения о них были бы преданы забвению, если бы не потомки Набита и Кидара.
Набититы - потомки Набита - образовали цветущую цивилизацию на севере Хиджаза, они создали мощное государство, которое распространило власть на все соседние племена, и сделали город Петра своей столицей. Никто не смел оспаривать их власть, до тех пор пока не пришли римляне и, покорив, уничтожили их государство. После обширных изысканий и кропотливого исследования, г. Сулайман Ан-Надви пришел к выводу, что правители Гассаниды, наряду с племенами Аус и Хазрадж, вряд ли были кахтанитами, а скорее набититами[5].
Потомки Кидара, сына Исмаила, кидариты, долго жили в Мекке, увеличиваясь в численности. Из них происходил Аднан и сын Маада, к которым арабы-аднаниты возводят свою родословную. Аднан - двадцать первое колено в родословной Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Передавали, что всякий раз, когда Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал о своей родословной, он останавливался на Аднане и говорил: "Знатоки генеалогии лгут", и не продолжал дальше. Однако, группа ученых сочла правдоподобным продолжение родословной от Аднана к Ибрахиму, не придав значения вышеупомянутому Хадису. Они считают, что между Аднаном и Ибрахимом (мир ему) ровно сорок колен[6].
Низар, единственный сын Маада, имел четырех сыновей, которые выделились в четыре больших племени: Ийад, Анмар, Рабиа и Мудар. Последние два делятся на несколько родов.
Из Рабиа образовались Асад, Аназах, Абду-ль-Кайс и два сына Уаиля (Бакр и Таглиб), Ханифа и многие другие.
Племя Мудар разделилось на два больших объединения: Кайс Айлан ибн Мудар и рода Илиаса ибн Мудар. Из Кайс Айлан: Бану Салим, Бану Хауазин и Бану Гатафан, от которых происходят Абс, Зубиан, Ашджа и Гани ибн Асур. Из Илиас ибн Мудар: Тамим ибн Мурра, Худхаиль ибн Мудрика, Бану Асад ибн Хузаиман и рода Кинана ибн Хузаиман, от которых происходят курайшиты, потомки Фахра ибн Малик ибн Ан-Надр ибн Кинана.
Племя Курайш делится на несколько родов, наиболее известные из которых: Джума, Сахм, Ади, Махзум, Тайим, Захра и три рода Кусая ибн Киляб: Абд Ад-Дар ибн Кусай, Асад ибн Абду-ль-Узза ибн Кусай и Абд Манаф ибн Кусай.
Род Абд Манаф делится на четыре ветви: Абд Шамс, Науфаль, Мутталиб и Хашим. Именно из рода Хашим Аллах избрал Пророка Мухаммада ибн Абдулла ибн Абду-ль-Мутталиб ибн Хашим (мир ему и благословение Аллаха).
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Аллах избрал Исмаила из сынов Ибрахима, Кинана из сынов Исмаила, Курайша из сынов Кинана, Хашима из сынов Курайша, и Он выбрал меня из сынов Хашима[7].
Аль-Аббас ибн Абду-ль-Муталлиб упоминал изречение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха):
Аллах создал человечество и выбрал меня из лучшей части его, Он создал племена и избрал меня из лучшего из них; и Он создал рода и выбрал меня из лучшего из них. Я - лучший среди людей рода[8].
Разросшись в численности потомки Аднана, в поисках пастбищ и воды, распространились по всей Аравии:
Племя Абду-ль-Кайс, вместе с некоторыми родами Бакр ибн Уаиль и Тамим, переселились в Бахрейн, где они и остались.
Племя Бану Ханифа ибн Саббин Али ибн Бакр ибн Уаиль осело в области, которая включала Йамама, Бахрейн, Сайф Казима, морское побережье, внешние границы Ирака, Аблаха и Хаита.
Большая часть племени Таглиб осела в районе Евфрата, в то время как некоторые из них поселились с племенем Бакр.
Племя Бану Тамим осело в полупустыне Басра.
Племя Бану Салим поселилось около Мадины, на землях, простирающихся от Уади Аль-Кура до Хайбара, дальше к восточным горам, к Харрану.
Племя Такиф поселилось в Таифе, а племя Хауазин - восточнее Мекки, около Аутаса, на пути из Мекки в Басру.
Племя Бану Асад освоило земли восточнее Таима и западнее Куфы, в то время как род Тайи жил между Бану Асад и Таима. Это было в пяти днях пути от Куфы.
Люди племени Зубиан населили земли между Таима и Хаураном.
Некоторые рода Кинана жили в Тихама, в то время как рода племени Курайш поселились в Мекке и её предместьях. Племя Курайш было полностью разобщенным до тех пор, пока Кусай ибн Киляб не сумел сплотить их ряды на почетных условиях, утверждавших главное положение родам по их статусу и важности[9].

--------------------------------------------------------------------------------

[1] Тафхиму-ль-Куръан, 1/553.

[2] Сахих Аль-Бухари, 1/474.

[3] Сахих Аль-Бухари, 1/475.

[4] Кальб Джазират Аль-Араб, с. 230.

[5] Тарик Ард Аль-Куръан, 2/78-86.

[6] Рахмату-ль-лиль-алямин, 2/7-17.

[7] Сахих Муслим, 2/245; Ат-Тирмизи, 2/201.

[8] Ат-Тирмизи, 2/201.

[9] Мухадрат Тарик Аль-Умам Аль-Исламийа, 1/15,16.

Просмотров: 3170 | Добавил: istoriya | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz