История
Меню сайта

Форма входа

Поиск по дневнику


» 2006 » Март » 1 » Битва Бадр.Первое и решающее сражение в истории Ислама
Битва Бадр.Первое и решающее сражение в истории Ислама


Битва Бадр.Первое и решающее сражение в истории Ислама
Причины битвы
Мы уже рассказывали о вылазке Аль-Ушайра, когда караван курайшитов избежал прямого военного столкновения с Пророком (мир ему и благословение Аллаха) и его людьми. Когда подошло время возвращения этого каравана из Сирии, Пророк послал Тальху ибн Убайдулла и Саида ибн Зайд в северном направлении, чтобы отследить передвижения курайшитов. Разведчики оставались в Аль-Хаура в течение нескольких дней, пока караван, ведомый Абу Суфьяном, не прошел мимо них. Они поспешили назад в Мадину и сообщили об этом Пророку. Богатый караван, везший 50 тысяч золотых динаров под охраной 40 человек и передвигавшийся неподалеку от Мадины, был хорошей мишенью для войск мусульман. Захват каравана нанес бы тяжелый экономический, политический и военный удар, который мог бы поколебать положение мекканских язычников.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) немедленно призвал мусульман собраться и устроить засаду каравану, чтобы восполнить утрату своего имущества, которое они были вынуждены оставить в Мекке. Он не приказывал выступить каждому, а предоставил мусульманам полную свободу выбора: идти или оставаться в домах, полагая, что это будет только небольшой рейд.
Мусульманская армия насчитывала 300-317 человек, 82-86 мухаджиров, 61 человек из Аус и 170 из Хазрадж. Мусульмане не были достаточно хорошо вооружены и не имели соответствующей подготовки. У них было только две лошади, принадлежащие Аз-Зубайру ибн Аль-Аввам и Аль-Микдаду ибн Аль-Ас'уад Аль-Кинди, 70 верблюдов, по одному на двоих или троих человек, ехавших по очереди. Сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), Али и Мурсид ибн Абу Мурсид Аль-Ганави передвигались на одном верблюде. Управление делами в Мадине было возложено на Ибн Умм Мактума, но позже передано Абу Лубаба ибн Абдуль-Мунзиру. Общее руководство возложили на Мусаба ибн Умайр Аль-Кураши Аль-Абдари, а знамя мусульман было белого цвета. Небольшая армия была разделена на две части: мухаджиры со знаменем, которое нес Али ибн Абу Талиб, и ансары, чье знамя было в руках Са'да ибн Муаз. Аз-Зубайр ибн Аль-Аввам был назначен командовать правым флангом, Аль-Микдад ибн Амр вел левый фланг, а арьергардом командовал Кайс ибн Абу Са'са'а. Главнокомандующим был Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
Пророк во главе своей армии, продвигался по главной дороге, ведущей в Мекку. Затем он свернул влево к Бадру и когда достиг Ас-Сафра, послал двух разведчиков, чтобы определить местонахождение каравана.
Абу Суфьян, со своей стороны, был настороже. Он прекрасно знал, что маршрут, которым он следует, предельно опасен. Он также постарался разузнать о передвижениях воинов Мухаммада. Его разведчики доложили о том, что мусульмане устроили засаду. Тогда Абу Суфьян отправил к курайшитам Дамдама ибн Амр Аль-Гифари, с посланием, содержащим просьбу о подмоге. Посыльный понесся вскачь и быстро достиг Мекки. Свалившись со своего верблюда, он драматично встал перед Аль-Каабой, надрезав нос и уши верблюда, перевернув седло и разорвав свою рубашку спереди и сзади, закричал: "О, Курайш! Ваши товары! Они - с Абу Суфьяном. Караван хочет перехватить Мухаммад и его сподвижники. Я не знаю, что случится с ними. На помощь! На помощь!"
Эффект этих шумных выкриков оказался ошеломляющим, вести всполошили курайшитов, и они немедленно вспомнили свою гордость, уязвленную перехватом каравана Аль-Хадрами. Поэтому они быстро собрали фактически всех своих воинов, и ни один из них не остался дома, кроме Абу Лахаба, который послал вместо себя какого-то своего должника. Курайшиты также призвали некоторые арабские племена внести свой вклад в войну против Пророка. Все роды племени Курайш дали свое согласие, кроме Бану Ади. Вскоре, возбужденное скопище из 1300 воинов, включавшее сотню всадников и шесть сотен одетых в кольчугу пехотинцев, с большим количеством верблюдов, отправилось воевать с мусульманами. Для пропитания они резали девять или десять верблюдов каждый день. Однако курайшиты опасались, что Бану Бакр из-за старой, глубоко укоренившейся вражды, ударят им в тыл. В этот критический момент, Иблис (сатана) явился к ним в облике Сураки ибн Малик ибн Джу'шам Аль-Мудладжи, вождя Бани Кинана, сказав им: "Я обещаю, что опасность с тыла вам не грозит".
Курайшиты двинулись в путь, сгорая от негодования, ведомые жаждой мести и желанием уничтожить любого, кто покушается на их караваны:
…вышли из своих жилищ с гордостью и лицемерием пред людьми. Они отстраняют (людей) от пути Аллаха…
Коран 8:47
Или как сказал Пророк (мир ему и благословение Аллаха):
О, Аллах! Эти надменны и тщеславны. Они пришли, бросив вызов Аллаху и бросив вызов Его посланнику!
Языческая армия стремительно продвигалась на север к Бадру. По пути они получили новое послание от Абу Суфьяна, предлагавшего им возвратиться домой, потому что караван благополучно избежал встречи с мусульманами. Абу Суфьян, разгадав намерения мусульман, свел свой караван с главной дороги и пошел вдоль берега Красного моря. Совершив этот маневр, он проскользнул мимо засады и оказался вне досягаемости.
Получив сообщение Абу Суфьяна, мекканская армия выразила желание возвратиться домой. Однако, Абу Джахль, надменно и высокомерно настаивал на продолжении движения к Бадру, чтобы провести там три ночи в празднествах. Теперь они хотели наказать мусульман, заставить их отказаться от самой мысли нападать на мекканские караваны и доказать всем арабам, что курайшиты все еще сильны и первенствуют в регионе.
Несмотря на угрозы и настойчивость Абу Джахля, Бану Захра, послушавшись совета Аль-Ахнаса ибн Шурайк, возвратились в Мекку. Аль-Ахнас был авторитетен для Бани Захра, которые слепо повиновались ему в делах.
Бану Хашим также вознамерились вернуться, но угрозы и уговоры Абу Джахля заставили их оставить эту затею.
Оставшаяся часть армии, из 1000 воинов, приблизилась к Бадру и расположилась лагерем позади песчаного холма в Аль-Удват Аль-Кусва.

"Разведывательный корпус" мединской армии сообщил Пророку (мир ему и благословение Аллаха), что кровавое столкновение с мекканцами - неизбежно. При этой расстановке сил должны были быть предприняты экстраординарные шаги, иначе силы зла получили бы возможность посягнуть на благородное дело Ислама и истинных верующих. Мусульмане опасались, что язычники-мекканцы пойдут на штурм и начнут военные действия прямо в колыбели Ислама, в Мадине. Такого рода развитие событий несомненно нанесло бы непоправимый вред и бросило пятно позора на честь мусульман.
Учитывая возникшие серьезные обстоятельства, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) провел военный совет, чтобы рассмотреть ситуацию и обменятся мнениями с военными вождями. По общему признанию, некоторые мусульмане устрашились предстоящей битвы, а их мужество дрогнуло. Упоминая это, Аллах говорит:
Как вывел тебя (О, Мухаммад!) твой Господь из твоего дома с Истиной, а часть верующих противилась, препираясь с тобой об Истине, после того, как она разъяснилась, точно их гонят к смерти, а они смотрят (на нее).Коран 8:5,6
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сообщил своим людям о серьезности ситуации и попросил у них совета. Абу Бакр был первым, кто высказался по этому поводу и уверил Пророка в беспрекословном повиновении его приказам. Умар был следующим, кто встал и поддержал мнение, высказанное его благородным другом. Затем встал Аль-Микдад ибн Амр и сказал: "О, посланник Аллаха! Иди туда, куда направляет тебя Аллах, а мы - с тобой. Мы не скажем тебе, как сыны Израиля сказали Моисею (мир ему и благословение Аллаха): "Идите: ты и твой Господь, и сражайтесь, а мы останемся здесь". Мы скажем: "Идите: ты и твой Господь, и сражайтесь, а мы будем сражаться рядом с вами". Клянусь Аллахом! Если ты возьмешь нас к Барк Аль-Гимад, то мы будем решительно сражаться рядом с тобой против его защитников, пока ты не получишь его".
Пророк поблагодарил его и призвал на него благословение Аллаха.
Три вождя, которые уже высказались, были из мухаджиров, составлявших только незначительную часть армии. Пророк желал также выслушать мнение ансаров, потому что они составляли большинство в армии и, как ожидалось, должны были принять на себя главный удар. Кроме того, условия Обета Аль-Акаба не возлагали на них обязанности сражаться вне их территорий.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
Посоветуйте мне, о, люди!
- имея в виду ансаров. Тогда встал Са'д ибн Муаз и сказал: "Клянусь Аллахом! Я чувствую, что ты желаешь, чтобы высказались мы". Пророк прямо ответил: "О, да!" Са'д продолжил: "О, пророк Аллаха! Мы верим в тебя и мы свидетельствуем, что ты удостоил нас, и мы свидетельствуем, что принесенное тобой - Истина. Мы даем тебе обет повиновения и жертвенности. Мы будем беспрекословно, с готовностью повиноваться тебе, что бы ты ни повелел нам. И клянусь Аллахом, Который послал тебя с Истиной, если ты попросишь, чтобы мы погрузились на дно морское, мы сделаем это с готовностью и ни один из нас не отстанет. Мы не выражаем недовольство предстоящим сражением с врагом. Мы - опытны в войне и надежны в бою. Мы надеемся, что Аллах покажет тебе нашими руками дела доблести, которые будут приятны твоим глазам. Веди нас к полю боя во имя Аллаха!"
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был растроган верностью и духом жертвенности, который выказали его сподвижники в этой критической ситуации. Затем он сказал им: "Вперед и взбодритесь, Аллах обещал мне одно из двух (богатую добычу в виде трофеев или усердие ради Аллаха против язычников). И клянусь Аллахом, это так, как, если бы я сейчас видел врага, повергнутым ниц".
В непосредственной близости от Бадра, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его верный спутник, Абу Бакр, провели разведку и сумели определить место лагеря курайшитов. Они натолкнулись поблизости на старого бедуина, которого они расспросили и сумели выведать точное расположение армии язычников. Вечером того же дня, Пророк послал трех вождей мухаджиров: Али ибн Абу Талиба, Аз-Зубайра ибн Аль-Аввам и Са'да ибн Абу Уаккас, чтобы произвести разведку, собрав сведения о неприятеле. Разведчики поймали двух юношей, носивших воду для мекканской армии. На допросе они признали, что являются водоносами курайшитов. Но этот ответ не удовлетворил некоторых мусульман, и они избили их, чтобы получить дополнительную информацию о караване, груженом сокровищами. Юноши солгали и были освобождены. Пророк рассердился на этих людей и порицал их: "Когда вам говорят правду, вы бьете их, а когда лгут, вы отпускаете их!" Затем он сам обратился к юношам и, после небольшой беседы с ними, многое разузнал о враге: количество воинов, их точное расположение и имена некоторых из их знатных людей.
Затем он обратился к мусульманам: "Слушайте! Курайшиты отправили к вам свои самые ценные жизни".
В ту ночь обе стороны мокли под дождем. Язычникам дождь затруднил передвижения, в то время как, для мусульман он стал благодатью. Он очистил их и смыл мерзость сатаны. Аллах послал дождь, чтобы укрепить их сердца и утвердить их стопы. Мусульмане продвинулись немного вперед и расположились лагерем на отдаленной стороне долины. Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) остановился у ближайшего колодца Бадра. Тогда Аль-Хубаб ибн Мунзир спросил его: "Это Аллах вдохновил тебя выбрать это место, или это военная хитрость и решение совета?" Пророк ответил, что это - военная хитрость и совет. Аль-Хубаб сказал: "Это - неудачное место. Лучше отойти и встать лагерем у ближайшего колодца, сделать бассейн, наполнить его водой, а затем уничтожить все остальные колодцы так, чтобы враг лишился воды". Пророк одобрил его план и согласился с ним. К полуночи было сделано все необходимое.
Са'д ибн Муаз предложил устроить палатку для Пророка (мир ему и благословение Аллаха), как штаб для мусульманской армии и место, обеспечивающее разумную защиту вождю. Са'д обосновал свое предложение и сказал, что, если мусульмане победят, тогда все в порядке. В случае поражения, Пророк будет невредим и сможет вернуться в Мадину, где есть достаточно людей, которые любят его и которые придут ему на помощь, если узнают, что он в трудной ситуации. Поэтому Пророк сможет возобновить свою деятельность, будет держать совет с ними, и они будут сражаться ради Аллаха с ним вновь и вновь.
Охрана палатки, импровизированного штаба, была набрана из среды ансаров под предводительством того же Са'да ибн Муаз.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) провел всю ночь, предшествующую сражению, в молитвах и мольбе. Мусульманская армия, утомленная долгим переходом, наслаждалась крепким и освежающим сном, под сенью божественного покровительства, в полной безмятежности.
Вот Он покрыл вас дремотой в знак безопасности от Него и низвел вам с неба воду, чтобы очистить вас ею и удалить от вас мерзость сатаны (риджз - наущение, искушение и т. д.) и чтобы укрепить ваши сердца и утвердить этим ваши стопы.
Коран 8:11
Это была ночь на пятницу, 17 числа месяца Рамадан, 2 г. х.
Утром, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) собрал людей, чтобы совершить молитву, а затем призвал их сражаться на пути Аллаха. Как только над пустыней взошло солнце, Пророк стал выстраивать свою небольшую армию и, указывая стрелой, которую он держал в руке, выравнивал ряды.
Курайшиты, со своей стороны, расположились в Аль-Удват Аль-Кусва, прямо напротив мусульманской армии. Некоторые из них приблизились, пытаясь набрать воду из родников Бадра, но все они были сражены стрелами, кроме Хакима ибн Хизам, который позднее стал искренним мусульманином. Умайр ибн Уахаб Аль-Джумахи, стараясь разведать силы мусульман, совершил вылазку и сообщил, что мусульманская армия, числом около 300 человек, жаждет сражения до последнего человека. Сделав другую вылазку, он пришел к выводу, что нет ни подкреплений на подходе, ни устроенных засад. Он понял, что мусульмане слишком решительно настроены, не думают о сдаче, готовы до конца исполнить свой воинский долг, чтобы осилить их без значительных жертв со своей стороны. Это сообщение, вкупе с родственными отношениями, связывающими сражающиеся стороны, ослабило желание сражаться у некоторых из курайшитов. Чтобы противодействовать их обоснованным возражениям, приводимым своим соперником, Утбой ибн Раби'а и другими, Абу Джахль провел агитационную кампанию, призывая отомстить последователям Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) за соплеменников, убитых в Нахла. Таким образом, он сумел сорвать противодействие своим планам, и так тонко манипулировал людьми, что они согласились с его злобными планами.
Когда противоборствующие стороны сблизились и уже могли разглядеть друг друга, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обратился с мольбой к Аллаху:
О, Аллах! Гордые и надменные курайшиты уже здесь, бросают вызов Тебе и противостоят Твоему посланнику. О Аллах! Я жду от Тебя победы, которую Ты обещал мне. Я молю Тебя, о, Аллах, разгромить их.
Он отдал строгий приказ, чтобы мусульмане не начинали сражения, пока не получат его приказа. Он посоветовал беречь стрелы[1] и не бросаться в рукопашную схватку, пока враг не подойдет близко.[2]
Абу Джахль также молился о победе: "Наш Господь! Уничтожь ту из двух партий, которая была менее добра к своим родственникам и принесла нам неведомое…". Язычники были уверены, что их численное превосходство, вооружение и боевой опыт решат дело. Благородный Коран указал им, что решение принято и пришла победа, но не та, на которую они надеялись:
Если вы (неверующие) просили победы, то победа пришла к вам. Если вы удержитесь (от неправедного дела), то - это лучше для вас, а если вы вернетесь (к атаке), то и Мы вернемся. Но ни от чего не избавит вас ваше сборище, если оно и многочисленно, и ведь Аллах с верующими.
Коран 8:19
Первым неверующим, который развязал битву и стал первой ее жертвой был Аль-Ас'уад ибн Абду-ль-Асад Аль-Махзуми, злобный идолопоклонник. Он поклялся испить воды из водоема мусульман, уничтожить его или умереть за него. Он вступил в единоборство с Хамзой ибн Абду-ль-Мутталиб, который ударил его мечом по ноге, затем нанес еще удар, прикончив его в этом водоеме.
Сражение началось. Закованные в броню, прикрываясь щитами, выступили из рядов курайшитов Утба ибн Раби'а, со своим братом, Шайба, и сыном Аль-Уалидом ибн Утба, проклиная мусульман. Против них выступили трое юношей из ансар: Ауф и Муа'уаз, сыновья Хариса, и Абдулла ибн Рауаха. Но мекканцы закричали, что не вступят в поединок с ними, они хотели сражаться со своими знатными сородичами. Тогда Пророк попросил выйти на бой Убайду ибн Аль-Харис, своего дядю, Хамзу, и двоюродного брата, Али (да будет доволен ими Аллах). Все три поединка закончились быстро. Хамза убил Шайбу, а Али зарубил Аль-Уалида.[3] Убайда получил тяжелейшую рану, но, прежде, чем он упал, Хамза взмахом меча отрубил Утбе голову. Затем Али и Хамза отнесли Убайду назад с отрубленной ногой. Он скончался через четыре или пять дней после битвы.
Али упоминал, что были ниспосланы слова Аллаха:
Вот два врага (верующие и неверующие), которые враждовали об их Господе…
Коран 22:19
Эти аяты были ниспосланы в отношении людей веры, которые свидетельствуют своего Господа и стремятся исполнить Его волю, и людей, отрицающих своего Господа и бросивших Ему вызов.
Произошло еще несколько поединков, но мекканцы потерпели сокрушительное поражение во всех из них и потеряли нескольких своих знатных людей. Они были страшно разгневаны и яростно бросились на мусульман, чтобы уничтожить их раз и навсегда. Однако, мусульмане, после мольбы к своему Господу с призывом о помощи, уверенно держали строй, свои позиции и успешно оборонялись, нанося тяжелый урон нападавшим. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) непрерывно молился своему Господу о помощи. Когда обстановка накалилась, он обратился к своему Господу:
О Аллах! Если эта группа (мусульмане) будет сегодня побеждена, то некому будет Тебе поклоняться.
Он продолжал взывать к Аллаху, воздев вверх руки, стоя лицом к Аль-Кибла так, что его накидка сползла с плеч. Подошел Абу Бакр, поднял ее и, накинув на плечи Пророка, сказал: "О, пророк Аллаха! Ты много молил своего Господа. Поистине, Он исполнит то, что обещал тебе".
Ответ Аллаха пришел незамедлительно. Он послал ангелов с небес для помощи и поддержки Пророку и его сподвижникам. Благородный Коран говорит:
Вот внушил твой Господь ангелам: "Я - с вами, укрепите тех, которые уверовали! Я брошу в сердца тех, которые не веровали, страх…".
Коран 8:12
Аллах Всемогущий также ниспослал другое Откровение:
Я поддержу вас тысячью ангелов, следующих друг за другом!Коран 8:9
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) в своем шатре на краткий миг впал в дремоту, а затем поднял голову с радостным криком:
Радостная весть, о, Абу Бакр! Дарована помощь Аллаха! Я вижу Джибриля на коне, в гуще песчаной бури.
Затем он вскочил, воскликнув:
Обратится в бегство сборище, и повернут они тыл.
Коран 54:45
По настоянию Джибриля, Пророк взял горсть мелких камешков и, бросив её во врага, сказал: "Замешательство покроет их лица!" Как только он бросил камешки, сильная песчаная буря подобно жару печи ослепила глаза врагов. В отношении этого Аллах сказал:
и не ты бросил, когда бросил, но Аллах бросил…
Коран 8:17
Только затем Пророк отдал приказ перейти в контрнаступление. Он командовал армией, вселяя уверенность в своих людей, и призывал их мужественно сражаться ради их Господа, декламируя слова Аллаха:
И устремляйтесь к прощению от вашего Господа и раю, ширина которого - небеса и земля, уготованного для богобоязненных.
Коран 3:133
О воодушевлении, которое Пророк вселял в сердца людей, свидетельствовала доблесть Умайра, юноши шестнадцати лет, который, услышав эти слова, отбросил финики, которые до этого ел: "Эти (финики) удерживают меня от рая". Он бросился в гущу боя и погиб, отважно сражаясь. Блистательные деяния доблести, глубокой преданности и полного повиновения Пророку были продемонстрированы мусульманами в битве. Армию верующих толкала вперед мощь веры, в которой воины Мекки испытывали недостаток. Значительное число язычников было убито, а другие дрогнули. Неудивительно! Знаменосцам Истины была дарована прямая поддержка. Сверхествественная сила (ангелы) была послана им в поддержку от их Господа, чтобы нанести поражение силам зла.
Некоторые хадисы красноречиво указывают на факт появления в тот день ангелов, сражавшихся на стороне мусульман. Ибн Аббас сказал: "Когда, в тот день, один мусульманин преследовал неверующего, он услышал над собой звук удара хлыста и голос всадника, сказавшего: "Вперед Хайзум". Он взглянул на язычника и увидел, что тот упал навзничь. Потом этот ансар пришел к посланнику Аллаха и поведал о случившемся. Пророк ответил: "Ты сказал правду. Это была помощь с третьего неба".[4]
Один из ансаров привел плененного Аббаса ибн Абду-ль-Мутталиба, который сказал: "О, посланник Аллаха! Клянусь Аллахом этот человек не захватывал меня. Я был захвачен человеком, который был лысым и имел прекрасное лицо, он сидел на пегой лошади. Я не вижу его здесь среди людей". Ансар прервал его: "Я пленил его, о, посланник Аллаха!" Пророк (мир ему и благословение Аллаха) ответил:
Тише, Аллах укрепил тебя с помощью благородного ангела.
Иблис, который оставался в облике Сураки ибн Малик ибн Джу'шам Аль-Мудладжи, увидев ангелов на стороне мусульман и курайшитов, теряющих поле битвы, стремительно ретировался, несмотря на то, что язычники просили его остаться. Он удалился и погрузился в море.
Ряды курайшитов расстроились и их многочисленность только добавила беспорядка. Мусульмане непреклонно преследовали их, сражая или пленяя тех, кого сумели догнать. Отступление вскоре превратилось в постыдное бегство. Язычники бежали, в страхе бросая свои доспехи, обозы, лагерь и снаряжение.
А главный тиран Абу Джахль, наблюдая безрадостный для него исход сражения, попытался остановить победную волну мусульман, воодушевляя язычников и поощряя их всеми доступными средствами. Он заклинал их Аль-Лат и Уззой и всеми символами язычества, чтобы они твердо оборонялись от мусульман, но напрасно. Их дух уже был сломлен, а боевые порядки - нарушены. Тогда-то он осознал горькие последствия своего высокомерия и надменности. Вокруг него не осталось никого, кроме кучки обреченных язычников, сопротивление которых было сломлено под напором мусульман, ведомых доблестью и стремлением к мученичеству. Абу Джахля покинули все и он остался один на своей лошади, ожидая смерти от рук двух храбрых юношей из ансаров.
Абду-р-Рахман ибн Ауф передал следующую интересную историю об этом: "Я был в гуще сражения, когда два юнца, видно неискушенные в военном искусстве, один справа, а другой слева, оказались около меня. Один из них обратился ко мне, попросив показать ему Абу Джахля. Я спросил о его намерении, на что он ответил, что жаждет сразиться с ним, пока один из них не будет убит. Это было что-то удивительное для меня. Я повернулся налево и другой юноша сказал мне то же самое и выказал подобное желание. Я ответил на их серьезную просьбу и указал прямо на него. Они стремительно бросились к своей цели и, ни секунды не колеблясь, одновременно ударили его мечами и покончили с ним. Они возвратились к посланнику Аллаха и каждый из них говорил, что именно он убил Абу Джахля и никто иной. Пророк спросил, вытерли ли они кровь с мечей, и они ответили отрицательно. Тогда Пророк исследовал оба меча и уверил их, что они оба убили Абу Джахля. Когда сражение закончилось, добыча, полученная от Абу Джахля, была дана Муазу ибн Амр ибн Аль-Джуму, потому что другой юноша, Му'ауаз ибн Аль-Афра[5], погиб в ходе этого сражения. По окончании битвы, Пророк захотел посмотреть на этого главного врага Ислама. Абдулла ибн Масуд нашел его на грани смерти, испускающим последний вздох. Он наступил ему на шею, сказав: "Видишь, как Аллах опозорил тебя?" Враг Ислама вызывающе ответил: "Я не опозорен. Я - не более, чем человек, убитый своим собственным народом на поле битвы". А затем он спросил: "Кто выиграл сражение?" Ибн Масуд ответил: "Аллах и Его посланник". Тогда Абу Джахль сказал, в сердцах: "Ты последовал тяжкими путями, пастух!", так как Ибн Масуд работал пастухом у мекканских аристократов. Затем Ибн Масуд отрубил голову Абу Джахлю и отнес её посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), который, увидев её, вознес хвалу Аллаху:
Аллах Велик! Хвала Аллаху, Который исполнил Свое обетование, и помог Своему рабу, и победил соучастников Один.
Затем он отправился взглянуть на труп главного врага веры и, подойдя поближе, сказал:
Это - Фараон этого народа.
[1] Сахих Аль-Бухари, 2/568.
[2] Абу Дауд, 2/13.
[3] Мишкат, 2/343.
[4] Сахих Муслим, 2/93.
[5] Сахих Аль-Бухари, 1/444, 2/568; Мишкат, 2/352.
[1] Сунан Абу Дауд с Аун-уль-Ма’буд, 3/12.

Некоторые наиболее значимые моменты

1. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посоветовал своим сподвижникам сохранять жизни людей рода Бану Хашим, которые отправились к Бадру с язычниками поневоле, потому что боялись осуждения со стороны своего народа. Среди них, он упомянул имена Аль-Аббаса ибн Абду-ль-Мутталиба и Абу Бухтари ибн Хишам. Он приказал, чтобы мусульмане пленили, но не убивали их. Абу Хузайфа ибн Утба выразил сильное удивление этим и сказал: "Мы убиваем наших отцов, детей, братьев и членов нашего рода, и при этом будем беречь жизнь Аль-Аббаса? Клянусь Аллахом! Если я увижу его, то, без сомнений, ударю мечом". Услышав эти слова, посланник Аллаха обратился к Умару ибн Аль-Хаттабу и сказал: "Хорошо ли будет, если дядю Посланника зарубят мечом?" Умар пришел в негодование и сказал, что убьет Абу Хузайфу. Позднее последний сказал, что в тот день его обуял сильный страх и он подумал, что ничто кроме мученической смерти не сможет искупить его ошибку перед Аллахом. Действительно, он погиб во время событий Аль-Йамама.
2. Абу Аль-Бухтари ибн Хишам всегда старался удержать свой народ, мекканцев, от совершения какого-либо безрассудного поступка против Пророка (мир ему и благословение Аллаха), в то время когда тот был еще в Мекке. Он также никогда не причинял вреда и, как сообщалось, даже не высказывался против Пророка. Также он был одним из тех, кто пытался опротестовать бойкот, объявленный Бану Хашим и Бану Абду-ль-Мутталиб.
Однако, в битве Бадр, он настаивал на сражении, если его соотечественнику сохранят жизнь. Аль-Муджзир ибн Зийад Аль-Бальви, с которым он вступил в поединок, говорил, что Абу Бухтари не был упомянут Пророком. Единоборство окончилось гибелью Абу Аль-Бухтари.
3. Абду-р-Рахман ибн Ауф и Умайя ибн Халяф были близкими друзья в доисламское время. Когда битва Бадр закончилась, Абду-р-Рахман увидел Умайю и его сына среди пленников. Он снял их доспехи, как трофей и шел с ними рядом. Биляль, муаззин Пророка, увидел Умайю и сразу же вспомнил все пытки, которым он был подвергнут руками этого человека. Он поклялся отомстить Умайе. Напрасно Абду-р-Рахман пытался ослабить напряженность и смягчить ситуацию. Мусульмане окружили и ударили сына Умайи мечами. В этот момент, Абду-р-Рахман призвал своего старого друга спасаться бегством, но несколько человек занесли над ним мечи и он рухнул мертвым. Абду-р-Рахман, совершенно беспомощный и растерянный, сказал: "Да помилует Аллах Биляля за то, что он лишил меня трофеев, и я был поражен смертью моих двух пленников".
4. На нравственном уровне, сражение Бадр было неизбежным столкновением сил добра и зла. Поэтому Умар ибн Аль-Хаттаб не щадил жизни язычников, даже своего дяди по матери, Аль-Аса ибн Хишама ибн Аль-Мугира.
5. Абу Бакр кричал на своего сына Абду-р-Рахмана, в то время еще язычника, и сражался с ним: "Где мое богатство, ты дрянной мальчишка?" Сын отвечал, что оно пущено по ветру.
6. Когда сражение закончилось, мусульмане стали пленить язычников. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) посмотрел на лицо Са'да ибн Муаза, начальника своей охраны, и понял, что тот не желает брать в плен никого. Са'д подтвердил это и добавил, что это - первая победа мусульман над силами многобожия и ему скорее хотелось бы предать их казни, чем сохранять им жизнь.
7. В день Бадра, меч Укаши ибн Михсан Аль-Асди сломался, поэтому Пророк (мир ему и благословение Аллаха) дал ему палку, которую он встряхнул и она сразу же обратилась в длинный белый меч. Укаша пользовался им во многих сражениях, пока не погиб во время войн с отступниками.
8. Когда боевые действия закончились, Мусаб ибн Умайр Аль-Абдари увидел своего брата, язычника, захваченного ансаром. Мусаб посоветовал ансару связаться с матерью пленника, которая была достаточно богата, чтобы дать выкуп за сына. Абу Азиз, брат Мусаба, попытался воздействовать на брата, напоминая о кровных узах, но последний твердо ответил, что ансар имеет больше прав на братство, чем родной брат.
9. Когда Пророк (мир ему и благословение Аллаха) приказал, чтобы трупы язычников были сложены в пустой колодец. Абу Хузайфа ибн Утба с тоской посмотрел на своего мертвого отца, который сражался на стороне язычников. Пророк заметил и спросил его об этом. Абу Хузайфа сказал, что он никогда не сомневался, что его отец встретит свою судьбу достойно, но добавил, что желал своему отцу путь Ислама, и именно поэтому он чувствует грусть. Пророк прошептал ему на ухо несколько успокаивающих слов.
Результатом сражения было, как уже упоминалось, постыдное бегство язычников и явная победа мусульман. Четырнадцать мусульман погибли, из которых шестеро были мухаджирами, а восемь - ансарами. Многобожники понесли тяжелый урон: семьдесят человек были убиты и столько же взято в плен. Среди убитых были многие видные люди Мекки и некоторые из жесточайших врагов Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). И среди них - вождь язычников, Абу Джахль.
На третий день, посланник Аллаха отправился посмотреть на убитых язычников и, придя на место, сказал:
Каким злым племенем вы были в отношении вашего Пророка. Вы отвергли меня, а люди (т. е. мединцы) доверились; вы унижали меня, а люди поддержали; вы изгнали меня, а люди приютили меня.
Он встал над телами двадцати четырех вождей племени Курайш, которые были похоронены в пустом колодце, и стал обращаться к ним по именам и именам их отцов, говоря: "Разве не было бы намного лучше для вас, если бы вы повиновались Аллаху и Его посланнику? Вот мы нашли, что обещание нашего Господа сбылось; нашли ли вы обещание вашего Господа сбывшимся?" Умар ибн Аль-Хаттаб спросил: "О, посланник Аллаха! Почему ты разговариваешь с бездыханными телами?" Пророк ответил: "Клянусь Тем, в Чьей Руке душа Мухаммада! Они слышат то, что я говорю, не хуже, чем вы!"

Реакция мекканцев
Язычники, испытавшие горечь тяжелого поражения, пробиравшиеся в полном беспорядке через долины и холмы к Мекке, страшились и стыдились встречи со своим народом.
Ибн Исхак передал, что первым вестником дурных новостей, был Аль-Хайсаман ибн Абдулла Аль-Хуза'и. Он рассказал мекканцам, как была перебита их знать. Люди сначала не поверили ему и подумали, что он обезумел, но вскоре дурные вести подтвердились. Мекка была ввергнута в состояние беспомощного замешательства. Абу Суфьян ибн Аль-Харис поведал Абу Лахабу о сокрушительном поражении и позорном бегстве, отметив, что главную роль в этой трагедии сыграли ангелы, пришедшие на помощь мусульманам. Абу Лахаб не мог сдержаться и дал волю своему негодованию. Он стал оскорблять и избивать Абу Рафи, мусульманина, скрывавшего свое обращение в Ислам, за повторение им упоминания о роли ангелов. Умм Аль-Фадль, другая мусульманка, вознегодовала, видя действия Абу Лахаба, и ударила его палкой по голове. Через семь дней Абу Лахаб умер от воспаления раны и три дня оставался не захороненным. Затем его сыновья, опасаясь распространения позорящих семью слухов, принесли его тело к яме и, держась в отдалении, набросали на него камни и пыль.
Поражение стало источником великого позора и скорби для мекканцев. Почти в каждом доме тайно оплакивали умерших и плененных. Все были оскорблены и жаждали мести, поэтому вопли, крики и плач были строго запрещены, чтобы мусульмане не радовались их несчастью
Битва Бадр в кораническом контексте

Сура Аль-Анфаль (Добыча) была ниспослана по поводу битвы Бадр, 17 числа месяца Рамадан, 2 г.х. Она содержала уникальный божественный комментарий этого сражения.
Аллах Всевышний, в этой суре указывает на главные проблемы, касающиеся всего процесса распространения Ислама. Аллах обращает внимание мусульман на все еще неизжитые нравственные недостатки в их характере. Он желает, чтобы они созидали прочно спаянное, чистое общество. Аллах говорит о незримой помощи, которую Он дал Своим покорным рабам, чтобы позволить им достичь благородной цели. Он хочет, чтобы мусульмане освободились от мельчайших проявлений надменности или высокомерия, которые могут вкрасться в их души. Аллах желает, чтобы они обращались к Нему за помощью, повиновались Ему и Его посланнику.
Затем Аллах подчеркивает благородные цели, ради которых Посланник (мир ему и благословение Аллаха) вступил в это кровавое сражение, и указывает им на достоинства и качества, которые явились причиной великой победы.
Также были упомянуты язычники, лицемеры, иудеи и пленники. Им было дано увещевание - предаться Истине и твердо придерживаются только ее.
Был решен вопрос боевых трофеев, все принципы и основы, относящиеся к этой проблеме были ясно определены.
Также были определены и упорядочены законы и правила войны и мира, особенно важные в этой начальной стадии исламского движения. Аллах желает, чтобы мусульмане следовали военной этике, отличающейся от этики доисламского периода. Мусульмане должны превосходить других людей в нравственности, духовных ценностях и идеалах. Он хочет показать всему миру, что Ислам не просто схоластический теоретический кодекс, а мудрые, ориентированные на реальную действительность принципы. В этом контексте, Аллах определил правила международных и внутренних отношений.
Пост в месяц Рамадан был вменен в обязанность во 2 г. х., и установлен после предписанной мусульманам выплаты закята (милостыни для нуждающихся), чтобы облегчить бремя нуждающихся мухаджиров.
Замечательным и поразительным совпадением стало учреждение Шауаль Айд (праздника окончания поста) сразу после победы в битве Бадр. Поистине, это было самое прекрасное зрелище, когда-либо засвидетельствованное мусульманами, которые выходили из своих домов, молясь, поминая имя Аллаха и громко восхваляя Его в благодарность за Его покровительство и милость, и, не в последнюю очередь, за помощь, оказанную им, благодаря которой силы Истины одолели силы лжи.
Вспомните, когда вас было мало и вы были ослаблены на земле, в страхе, что люди вас выхватят. И Он дал вам убежище и подкрепил Своей помощью и наделил вас благами, - может быть вы будете благодарны!Коран 8:26

АР-РАХИКУ-ЛЬ-МАХТУМ
автор: Сафиу-р-Рахман Мубаракпури
Лучшее жизнеописание Пророка, получившее первый приз на конкурсе работ по сира в 1976г., проводившегося Всемирной мусульманской лигой
Перевод: Абдулла Муслим, Абу Ахмад

отрывочно.

Просмотров: 1914 | Добавил: Iman | Дата:
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт управляется системой uCoz